адепт новопучеников глушкова и сосянина (lawyer_x) wrote in 76_82,
адепт новопучеников глушкова и сосянина
lawyer_x
76_82

Categories:

Мастер-класс по советской фотографии

Фотографией я начал заниматься лет, наверное, с 9-ти, когда с двумя своими одноклассниками посещал клуб "Риф" в одном из близлежащих домов.
Причём, тогда, в конце 80-х, не было никаких салонов "Коника" и пр. Тогда всё было предельно просто: едешь в фотомагазин в каком-нибудь Тёплом стане, покупаешь чёрно-белую плёнку, фотобумагу, всякую химию для проявки-печати...



Первый мой фотоувеличитель мы купили вместе с мамой в какой-то длинотёмный зимний вечер. Причём, я был настолько мал (всё таки 9 лет), что эту тяжёлую фотомашину целиком тащила мать, а я не испытывал по этому поводу особых угрызений совести со скидкой на мой тогдашний возраст. Если не ошибаюсь, то этот фотоувеличитель был белоруским и назывался "УПА 725" или что-то типа того (я продал его в 96-м, не пользуя его перед этим лет 6-ть).
Чтобы получить фотки, нужно было сперва проявить плёнку. Как правило, снимали мы на отечественную, чёрно-белую ("Свема"?) отечественными же фотоаппаратами типа "Смена", "Фэд" и пр. Плёнка проявлялась так: я закрывался в тёмной ванне и ощупью находил язычок плёнки в кассете и затем вставлял его в сердцевину от так называемого бачка, крутя которую я полностью перегонял плёнку в эту сердцевину, похожую на этакую заумную спираль. Затем эту спираль я вставлял в сам бачок (в полной темноте, опять же), который заранее был наполнен проявителем, купленным в фотомагазине и предварительно разведенным в воде. После этой несколькоминутной процедуры плёнка таким же образом погружалось в другой бачок - с обычной водой, где она промывалась, а затем уже в бачок с закрепителем.
Но самое главное таинство наступало, конечно же, при печатании фоток. Я устанавливал тяжелющий фотоувеличитель, подключал к нему реле, врубал красный фонарик, готовил три ванночки по аналогии с бачками, запирался в ваннной и выключал свет, распечатывая по ходу пачку с фотобумагой размером 8 на 12-ть (как правило). Далее алгоритм моих действий был следующим: я вставлял проявленную фотоплёнку в специальное окошко в фотоувеличителе, а изображение как в проекторе диафильмов проецировалось из него сверху вниз на бумагу, но в красном свете, дабы не засветить её. Далее я выставлял на фотоувеличителе резкость, масштаб будущей фотографии и когда уже всё было готово, то выставлял на реле определенное время, - в зависимости от типа бумаги и желаемой яркости будущей фотки - в течении которого изображение проецировалось на фотобумагу, но уже в обычном, белом свете (для контроля над процессом можно было использовать в виде пробника такую специальную рамку с несколькими рядами маленьких окошек и по очереди "засвечивать" маленьким кадром одно из них, но с разным временем продолжительности: так можно было подобрать оптимальное время для "засветки" фотки уже в нормальную величину). После такой "засветки" по-белому я вынимал из рамки всё еще безликую бумагу и специальными щипцами (эстет, типа) укладывал её в ванночку с проявителем. И на глазах происходило чудо: медленно, но верно на фотобумаге проступало изображение. Потом проявившуюся таким образом фотку я промывал в ванночке с водой, а затем клал в такую же ванночку, но с закрепителем. Последний этап - сушка фотки. Профессионалы использовали для этого специальный прибор, ну, а мы, любителя юзали обычные прищепки и бельевую верёвку.
Вот такие были тогда заморочки с фотками, которые отнимали много сил, нервов и здоровья (химия, а как же?) у любителей-фотографов. И это не считая самого процесса фотографирования, когда ты сам должен был выставлять и выдержку, и диафрагму, и расстояние до объекта съемки, что сейчас за тебя делает фотоаппарат...
К сожалению, фоток того моего периода конца 80-х не осталось (по крайней мере, в пределах прямой видимости) - повыкидывали всё (не я). Зато остались слайды того же времени. Кстати, одну такую завалившуюся плёночку я проявил всего несколько лет назад - повезло, проявилась =)
Так что фотография для меня всегда было нечто большим, чем просто... Ну, вы меня поняли.
Subscribe

  • Вторые после видеосалонов

    Кабельщики или пираты конца ХХ века, Крутой Уокер в каждую квартиру. У нас в городе было несколько кабельных операторов, все они в трех микрорайонах…

  • Лобзиком, лобзиком пили!

    Понятно, что фотография постановочная, но девочка даже напильник в руках умеет держать, ну почти, а лобзика не нашлось.

  • Меломан

    Техника что надо.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Вторые после видеосалонов

    Кабельщики или пираты конца ХХ века, Крутой Уокер в каждую квартиру. У нас в городе было несколько кабельных операторов, все они в трех микрорайонах…

  • Лобзиком, лобзиком пили!

    Понятно, что фотография постановочная, но девочка даже напильник в руках умеет держать, ну почти, а лобзика не нашлось.

  • Меломан

    Техника что надо.