denis_strebkov (denis_strebkov) wrote in 76_82,
denis_strebkov
denis_strebkov
76_82

Category:

Образ бюрократа в советской карикатуре (Часть 1)

  

Где-то около года тому назад, листая подшивки старого "Крокодила", я задумался над тем, каким образом можно было бы использовать его материалы в своей научной деятельности в области экономической социологии. В результате возникла идея взглянуть на социальные проблемы советской эпохи через призму карикатуры. Из огромного количества возможных тем я выбрал для начала проблему бюрократии, поскольку, в отличие от многих других тем, она остается актуальной для большинства российских граждан и по сей день.

 

В результате родилась статья, которая с небольшим количеством иллюстраций была опубликована в бюллетене Лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики «ЭС Форум».

 

Здесь я предлагаю вашему вниманию сокращенный, но гораздо более богато иллюстрированный вариант данной статьи.

Нередко произведения искусства могут колоритно рассказать нам о характере той или иной исторической эпохи, в частности о специфике взаимоотношений хозяйствующих субъектов, доминирующем представлении о должных (предписанных) и девиантных моделях поведения, социально-экономических ролях. В наиболее яркой, гротескной форме социальные нормы и культурные образцы находят отражение в сатирических и юмористических работах. Классическими примерами в данном случае служат романы Дж. Свифта, Фр. Рабле, М. Салтыкова-Щедрина, Я. Гашека, И. Ильфа и Е. Петрова, рассказы А. Чехова, стихотворения и поэмы В. Маяковского. Наряду с литературными произведениями важным элементом сатирического жанра являются творения художников-карикатуристов. Каждый такой рисунок представляет собой вероятную или невероятную ситуацию, персонажей которой читатели легко узнают и зачастую ассоциируют с конкретными людьми из своего социального окружения. 

Одним из самых популярных образов, вдохновившим немало советских писателей-сатириков и карикатуристов на создание творческих шедевров, был бюрократ. Из наиболее известных произведений на эту тему можно вспомнить роман И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», где Полыхаев, да и все контора «Геркулеса» представляли собой мощную бюрократическую машину. Другой известный пример – повесть братьев Стругацких «Сказка о Тройке», в которой на протяжении всего повествования главные герои не могли справиться с небольшой, но четко отлаженной и безукоризненно действующей бюрократической командой и, в конце концов, стали жертвой Большой Круглой Печати. Непримиримым борцом с бюрократией во всех ее проявлениях был В. Маяковский (вспомним нетленное: «Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка…»).


 


Я предлагаю посмотреть на бюрократа глазами советских художников-карикатуристов. Давайте попытаемся определить: чем руководствуются авторы, изображая бюрократа именно так, а не иначе? Какие смыслы и значения они вкладывают в свои произведения?

Итак, кто же такой «классический» бюрократ? Это человек, занимающий важный административный пост, наделенный единоличным правом и соответствующими полномочиями разрешать или запрещать что-либо. Бюрократом может быть заведующий отделом ЗАГСа, председатель колхоза, заведующий складом, начальник отдела снабжения, врач и т.п. Любая административная организация – управление, инспекция, трест  – по сути своей является рассадником и оплотом бюрократии.

Хотя бюрократ и занимает ответственный пост, он отличается от простого начальника или руководителя набором специфических характеристик:

  • бюрократ не грубит, не хамит, он всегда предельно вежлив с посетителями;
  • он любит свою работу – не опаздывает, не прогуливает, не ходит в рабочее время в баню, на охоту, на рыбалку;
  • бюрократ не берет взяток;
  • он равнодушен к подхалимажу и славословиям в свой адрес.


Как выглядит «типичный бюрократ»? Для начала определим его социально-демографические характеристики. Что касается гендерной принадлежности, то здесь все однозначно: исключительно мужчина может быть бюрократом. Ни одна из рассмотренных нами карикатур не дает возможности в этом усомниться. Видимо, только представителю сильного пола по силам нести ту нелегкую ношу ответственности, которая лежит на плечах бюрократа, только он в состоянии устоять и не сломаться под напором многочисленных посетителей, требующих решения насущных вопросов.

Настоящий бюрократ не стар, но уже и не молод. Его средний возраст колеблется от 40 до 50 лет. По всей видимости, именно в эти годы в жизни мужчины, занимающего ответственный пост, наступает период, когда он перестает видеть за бумагой человека. До 40 лет человек еще верит в светлое будущее, проявляет активность, «трепыхается», стремится к чему-то новому: в более позднем возрасте на него накатывает усталость, возникает пресыщение, ему хочется стабильности и покоя, и он постепенно превращается в бюрократа. После 50 лет и бюрократический пыл в ответственном работнике постепенно угасает, а его интересы все чаще перемещаются в сторону охоты, рыбалки и другого приятного времяпрепровождения – он уже живет в ожидании заслуженного отдыха. Разумеется, данные возрастные границы условны, но факт остается фактом: художники-карикатуристы чаще всего изображают бюрократа человеком средних лет.

Внешность бюрократа также весьма примечательна. Практически всегда он изображается в виде солидного мужчины, имеющего заметное брюшко, обширную лысину и небольшие усики. В его образе непременно присутствуют некоторые округлость и законченность – он напоминает воздушный шарик. Бюрократ носит очки в тяжелой роговой оправе, что неудивительно при его постоянной работе с бумагами. Он всегда гладко выбрит, подчеркнуто аккуратен. 












Яркий образ бюрократа в произведениях советский карикатуристов удачно дополняется некоторыми деталями окружающего его интерьера и специальными аксессуарами. Некоторые из них придают бюрократу важность, подчеркивают его высокий статус, другие же отражают его канцелярскую  сущность.

К числу первых относятся:

  • отдельный кабинет с ковровой дорожкой;


  • широкий массивный стол – надежный барьер между бюрократом и посетителями;





  • удобное мягкое кресло;





  • телефонный аппарат, а часто несколько аппаратов;

  • строгий классический костюм, галстук;



  • кожаный портфель;
  • сигарета, как правило, с мундштуком (она добавляет облику бюрократа задумчивости).

Все эти обязательные статусные атрибуты советской эпохи, как правило, присутствуют в кабинете любого мало-мальски серьезного начальника.

Вторая, «канцелярская», группа аксессуаров характерна уже непосредственно для самого бюрократа. В ее составе следующие составляющие:

  • Письменные принадлежности – самый необходимый атрибут, без которого бюрократ никак не может обойтись: у него на столе практически всегда присутствуют перо и чернильница, в руке он держит большой красный карандаш, а в нагрудном кармане пиджака обычно находятся две–три авторучки. Бюрократ – это человек, который много и постоянно пишет, причем главная его миссия – наложение резолюций на документах.



  • Канцелярская скрепка является важнейшим элементом бюрократической культуры. В виде скрепки нередко изображаются нос бюрократа, его пальцы. Скрепка подчеркивает стремление бюрократа к систематизации и упорядочиванию своей деятельности.




  • Печать, предназначенная для подтверждения наложенной резолюции. Как правило, печать изображается на рисунках непропорционально большой, пугающей, неотвратимой.





  • Параграфы. Ими бюрократ связан по рукам и ногам. Параграфами он жонглирует. Параграфами он живет и мыслит. Параграфом он может наповал сразить любого посетителя.












  • Мусорная корзина. Как правило, заявления посетителей направляются прямиком в мусорную корзину. Настоящий бюрократ даже не утруждает себя их прочтением или просматриванием.

 

  • Нарукавники, являющие знаковым символом человека много и усердно работающего за письменным столом. Это важнейший элемент рабочей одежды бюрократа.



  • Пресс-папье, настольная лампа, перекидной календарь и другие элементы, дополняющие картину традиционного канцелярского набора.



 

Документами, регулирующими и поддерживающими деятельность бюрократа, являются разнообразные инструкции, циркуляры, предписания, директивы, справки, анкеты, формуляры, отчеты. Полное собрание этих документов является у него чем-то вроде Священного писания. Без этих материалов бюрократ оказывается совершенно беспомощным. Он верит только тому, что написано в официальных бумагах, все остальное не является для него авторитетным. При этом он сам активно участвует в воспроизводстве этого корпуса документов.












Бюрократ абсолютно самодостаточен, он может существовать сам по себе, без всяких посетителей бесконечно долго, хотя по долгу службы ему приходится постоянно с ними взаимодействовать, контактировать. Однако это общение не приносит ему никакой радости, и отношение к людям он выказывает крайне пренебрежительное, высокомерное, для него посетители подобны назойливым мухам, от которых желательно поскорее избавиться. 









Бюрократ никогда не смотрит на посетителя, взгляд его устремлен вдаль, поверх головы собеседника. Он постоянно находится в раздумьях, в прострации. По лицу бюрократа никогда невозможно определить, какие эмоции он в настоящий момент испытывает, и испытывает ли их вообще. У него каменное, совершенно непроницаемое лицо, выражающее полное равнодушие ко всему происходящему.



Карикатуристами широко используется художественный прием, когда бюрократ изображается в виде огромного каменного исполина или сфинкса, абсолютно неподвижного и непроницаемого, у которого бесполезно искать поддержки или понимания, которого бесполезно о чем-либо спрашивать, которого невозможно ни в чем убедить. 











Для бюрократа характерно представление о прочности занимаемого им кресла. Он искренне убежден в незыблемости своего положения в этом мире и в том, что ничто и никто не сможет его поколебать. Грузность, массивность и неповоротливость бюрократа подчеркиваются тем, что он изображается на карикатурах либо вросшим в стол, слившимся с ним, либо приросшим к стулу, составляющим с ним единое целое.



 

Полный текст статьи можно прочитать в бюллетене Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ "ЭС Форум". №5 за 2007 год:
скачать файл в формате PDF (2.5 Мб).
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Вторые после видеосалонов

    Кабельщики или пираты конца ХХ века, Крутой Уокер в каждую квартиру. У нас в городе было несколько кабельных операторов, все они в трех микрорайонах…

  • Лобзиком, лобзиком пили!

    Понятно, что фотография постановочная, но девочка даже напильник в руках умеет держать, ну почти, а лобзика не нашлось.

  • Меломан

    Техника что надо.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Community

  • Вторые после видеосалонов

    Кабельщики или пираты конца ХХ века, Крутой Уокер в каждую квартиру. У нас в городе было несколько кабельных операторов, все они в трех микрорайонах…

  • Лобзиком, лобзиком пили!

    Понятно, что фотография постановочная, но девочка даже напильник в руках умеет держать, ну почти, а лобзика не нашлось.

  • Меломан

    Техника что надо.