Здесь речь пойдет о взаимоотношении бюрократа с окружающими людьми, и, в первую очередь, с посетителями, а также о тех действиях, которые он предпринимает, чтобы успешно исполнять свои функции.
Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, бюрократ вырабатывает определенные стратегии и старается четко придерживаться их в своей повседневной деятельности. К ним можно отнести следующие пять:
Уклонение от встречи с посетителями
Чтобы попасть на прием к бюрократу, посетителю необходимо преодолеть массу препятствий. Система коридоров административного учреждения представляет собой самый настоящий лабиринт, в котором неопытному человеку ничего не стоит заблудиться.
Кроме того, прежде чем попасть непосредственно к ответственному лицу, посетителю следует сначала получить визы многочисленных его помощников, заведующих, заместителей. Добраться до вершины этой пирамиды суждено далеко не каждому.
На последнем рубеже обороны находится самый верный помощник бюрократа – его секретарша. Этот барьер преодолеть сложнее всего. Чтобы пробиться на прием к бюрократу используются самые разнообразные способы, порой даже весьма фантастические.
Выстраивание и поддержание коммуникативных барьеров
Бюрократ общается с посетителями, используя сухой канцелярский язык, включающий в себя массу узкоспециализированных и жаргонных слов и выражений. Посетитель, естественно, не всегда понимает и не может понять то, что ему хотят сказать. Он пытается отыскать хоть какие-нибудь крупицы логики в действиях бюрократа, найти проблески смысла в его словах, но совершенно теряется в потоке незнакомой лексики. Данная культурная среда является для него абсолютно чужеродной и неестественной. На лицо серьезный коммуникационный конфликт между двумя взаимодействующими сторонами.
Перенаправление потока обращений
Деятельность бюрократа неразрывно связана с таким явлением, как волокита. Бюрократ не любит принимать решения и всегда пытается найти повод, любую лазейку, чтобы увильнуть, отказать, перенести, переложить ответственность на кого-то другого. Отсюда проистекают требования предоставления бесчисленных справок и получения бесконечных согласований во всевозможных инстанциях, где, как правило, сидят точно такие же бюрократы. Посетителя перенаправляют из кабинета в кабинет, он вынужден собирать массу различных документов.
В целом система выстроена так, что положительное решение в принципе не может быть принято. Абсурдные правила, условия, которые часто физически невозможно выполнить, не оставляют посетителю ни малейшего шанса на разрешение его вопроса. Для бюрократа возможно и приемлемо только одно единственное решение: «ОТКАЗАТЬ».
Использование «отписок»
Бюрократ делает вид, что не понимает, чего от него хотят посетители. У него под рукой всегда есть набор стандартных, шаблонных ответов, которые, с одной стороны, ни к чему его не обязывают, а с другой стороны, никаким образом не позволяют решить проблемы обращающихся к нему людей. В результате получается, что хотя дело с мертвой точки так и не сдвинулось, бюрократ свой долг вроде бы выполнил – своевременно отреагировал на запросы трудящихся, и к нему никаких претензий быть не может.
Имитация бурной деятельности через максимальное увеличение бумажного потока
Бюрократ все время чем-нибудь занят, он никогда не проводит время в праздности и безделье. Основной его задачей является создание дополнительных инструкций и циркуляров в дополнение к уже имеющимся, постоянное обновление и расширение разнообразных форм отчетности. Этой работе он отдается полностью, без остатка. Например, «правильный» бюрократ сидит и ломает голову над тем, какую бы еще сводку к посевной затребовать у совхозов.
Посетитель на карикатуре – это маленький человек, склонившийся перед бюрократом, совершенно беззащитный перед безжалостной бюрократической машиной. В руке он держит бумагу, на которой желает получить заветную подпись. Это может быть справка, заявка, жалоба, прошение, заявление, наряд, накладная… Глаза посетителя полны мольбы и отчаяния. Он понимает, что шансов у него практически никаких нет, о чем красноречиво свидетельствуют вся фигура бюрократа, его жесты и выражение лица.
Настоящего бюрократа ничего не берет. Его невозможно разжалобить, невозможно убедить, невозможно купить, невозможно соблазнить. Бюрократ никогда не является взяточником. Это две совершенно разные модели поведения руководящих работников.
Карикатуристы используют различные образы и ассоциации, показывающие всю безнадежность борьбы посетителя (просителя) с бюрократом. К наиболее ярким и выразительным из них можно отнести сравнение этой борьбы с атакой Дон Кихота на ветряные мельницы или попытку Сизифа втолкнуть тяжелый камень на гору («сизифов труд»).
Применяя эзопов язык и перенося действие в мир животных, художники наделяют чертами бюрократа большого, неповоротливого, ленивого медведя, абсолютно равнодушного к проблемам других более мелких зверей.
Тем не менее и у бюрократов есть свои слабые места, однако простым гражданам они неизвестны. Обнаружить их и использовать с выгодой для себя могут только толкачи. Это особые, удивительные люди – эдакие советские гипербореи, которые умеют пробивать любые стены, преодолевают любые препятствия и способны на самые невероятные подвиги. Только они в состоянии сломить бюрократа. Как это им удается – великая тайна. Эти люди, безусловно, заслуживают особого внимания и отдельной публикации.
Карикатуры свидетельствуют о том, что в любой обстановке бюрократ остается бюрократом, где бы он ни находился – дома, в гостях, на отдыхе. Его общение с женой, детьми, друзьями строится на основе многочисленных канцелярских штампов: «Подготовь-ка мне соответствующее решение по данному вопросу». За праздничным столом бюрократ ищет место для президиума. На записку, которую оставила ушедшая от него жена, накладывает резолюцию: «Зам. Директора. Разберитесь и подготовьте ответ». На стадионе, вместо того, чтобы подписать срочную бумагу, просит передать ее секретарю, находящемуся на противоположной трибуне. Отсюда можно сделать вывод, что бюрократизм поглощает всю его жизнь, становится основой его существования.
***
Таким образом, в советской карикатуре бюрократ является резко отрицательным персонажем. Его роль в хозяйственной деятельности абсолютно дисфункциональна – он блокирует любые перспективные инициативы, тормозит прогресс, затягивает решение элементарных вопросов на неопределенный срок, многократно усложняет работу производственных структур, существенно снижая эффективность их деятельности.
«Демонизация» бюрократа (т.е. его изображение в виде совершенно лишней, бесполезной фигуры в хозяйственном процессе) выглядит довольно странной, учитывая то, что вся советская административно-командная система представляла собой мощную, четко отлаженную и практически безупречно работавшую бюрократическую машину. Чем это вызвано? На мой взгляд, этот факт можно объяснить следующим образом.
Во-первых, корпус сатирических материалов, посвященных бюрократии, можно, рассматривать как осторожную критику отдельных недостатков, присущих советскому обществу, на фоне его общей благостной картины. Таким образом, отводился удар от более серьезных проблем. Критиковать руководителей партийных организаций, составлявших основной костяк номенклатуры в советскую эпоху, на страницах «Крокодила» было бы немыслимо.
Во-вторых, Советский Союз был официально объявлен государством рабочих и крестьян. Естественно, что в такой ситуации административный аппарат представлял собой инородную структуру, а проще говоря, сборище «дармоедов». Глумление над чиновниками могло создавать иллюзию, что рабочий класс реально доминирует и является гегемоном в советском государстве.
В-третьих, поскольку управленческие штаты действительно были велики, простые граждане очень часто сталкивались с проявлениями бюрократии в своей реальной жизни. Они сигнализировали о своих проблемах и трудностях в органы советской печати, а те, в свою очередь, оперативно реагировали на письма читателей, публикуя злободневные карикатуры и фельетоны.
Полный текст статьи можно прочитать в бюллетене Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ "ЭС Форум". №5 за 2007 год: скачать файл в формате PDF (2.5 Мб).