Сегодня я хочу рассказать вам, мои друзья, о технике середины прошлого века. О механике и электронике седых древних времен.
Мне еще довелось застать оргтехнику старых офисов. Вместо компьютера раньше использовали пишущую машинку. При работе на этом монстре требовались недюжинная сила и внимание. По клавишам нужно было стучать раз в пять сильнее, чем по клаве компьютера. И если, после получасового набора важного текста, в конце совершалась опечатка, то приходилось начинать все снова, исправления были невозможны. Поэтому в то время существовали машинистки, и на крупных предприятиях были специальные отделы машинисток.
Вместо калькуляторов использовались счеты или загадочные арифмометры, у наиболее продвинутых –логарифмические линейки и таблицы Брадиса.
Как вы догадываетесь, мобильников раньше не было. Даже телефоны были не везде. Поэтому люди умели планировать все заранее, чтобы не ходить лишний раз за два километра - сообщить рабочему Васе захватить еще один молоток. Телефонные аппараты были с дисковыми номеронабирателями. В начале моей работы мне посчастливилось застать этот момент.
Все было так. Чтобы сообщить информацию в контору, приходилось идти через огромную территорию к ближайшему телефону. Затем ждать, пока его освободят другие желающие позвонить. И вот вы у аппарата. Диск тугой, телефон скользит по гладкому столу. Нужно одной рукой держать аппарат, другой набирать номер. Ну а трубку к уху прикладывать третьей рукой. После набора номера на другом конце, как правило, занято. Нужно набирать снова, номер в телефоне не сохраняется. И так раз двадцать подряд. У меня лично на указательном пальце была мозоль.
Позднее появились компьютеры. В 1994 году приобрел я себе навороченный 386-й комп. Помню, оперативки было что-то около мегабайта и жесткий диск 400 мегов. Считался по сравнению с 286-м очень неплохим. А через полгода я увидел у одного кекса 486 –й. Этот чел для меня был просто небожителем.
На моем компе стояли даже виндоуз с офисом. Я правда не понимал, зачем это все. Ведь так удобно было пользоваться Нортоном, а тексты набирать в Лексиконе.
А теперь давайте вспомним, какие тогда были машины. К нам во двор два раза в день приезжала мусорка, и все стояли в очереди, чтобы вывалить ведро в ее прожорливое нутро, которое уминало мусор специальным поршнем. Помнится, мне нравилось наблюдать за этим процессом. И, кстати, в то время не стояли по всем дворам вонючие контейнеры.
Для перевозки людей раньше автобусов не было, и возили на грузовиках. оборудованных скамейками. Наиболее отчаявшиеся, тьфу, отчаянные, вставали в полный рост, и, держась за передний борт, смотрели вперед. Если скамеек не было, люди ложились на пол, чтобы со стороны их не было заметно гаишникам –без скамеек перевозить людские массы запрещалось.
Строительный бетон перевозили не в миксерах, а в открытых самосвалах. Когда самосвал вываливал бетон на землю, всех окружающих обдавало бызгами. Затем нужно было вскакивать на задний борт и, уперевшись одной ногой в поднятое днище, зачищать лопатой кузов.
Творог тоже перевозили в самосвалах. Экспедитор вставал на боковое колесо и, хорошенько перемешав творожную массу лопатой, накладывал потребителю. Затем закрывал кузов брезентом и ехал дальше.
Экскаваторы раньше не были оборудованы гидравликой, а работали с помощью блоков и тросов. Хотя экскаваторы и прочую технику в то время на стройке использовать было не модно, все работы запросто выполнял Гулаг. Даже на стенах московских высоток под слоями штукатурки сохранились надписи: «Построено зэками».
А снегоуборочную машину с «загребущими руками» наверное помнят многие.