Alexander Sedov (alek_morse) wrote in 76_82,
Alexander Sedov
alek_morse
76_82

Categories:

Промахи и достижения советского Шерлока Холмса - взгляд англичанина

Старожилы сообщества 76_82 (и даже относительно недавно вступившие участники), вероятно, помнят, что я уже пару-тройку раз публиковал переводы рецензий настоящих англичан на наш фильм о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
Собственно говоря, продолжение саги, точнее "подбитие бабок", другими словами - некоторое подведение итогов просмотра всего сериала. Но первая часть текста - рецензия на вторую серию фильма "Сокровища Агры".

Вот отрывки оттуда:

 

Промахи и достижения русского Шерлока Холмса

Комментарии ко второй серии «Сокровищ Агры». По окончании сериала – окончательные выводы?

 

Автор текста: Николас ВЕЙЛ (Англия, 2008 г.)

Оригинальный английский текст можно прочесть в журнале автора - http://wytchcroft.livejournal.com/24513.html

 

Завершающая серия фильма «Сокровища Агры» начинается совсем не так, как следовало бы ожидать от современной телепродукции – без погружения в загадку и без многообещающих зацепок.

Вместо этого, серия открывается такой картиной: перед нами – умиротворенное лицо Ватсона-Соломина. Ватсон дремлет у камина, ну, а в камине весело пляшет огонь. Словом, мы на Бейкер-стрит.

 

У камина стоит Холмс и, погрузившись в воспоминания, играет на скрипке. Похоже, что музыка убаюкивает Ватсона, будто ребенка. В ленфильмовском сериале весьма заметно подчеркивается этот патернализм, - естественное продолжение философии постановщиков сериала, что Холмс – это олицетворение надежности. То, что Бейкер-стрит обладает аурой безопасности – одна из причин успеха этого сериала (и, разумеется, самих рассказов). Сюжет ненадолго отложен, приключения – это сказка, рассказанная «Холмсом-отцом» под всполохи огня в камине.

 

Такого рода патернализм, с которым нам одновременно и уютно и в объятиях которого душно, был отличительной чертой Викторианского времени…

 

У жителя Запада возникает соблазн увидеть в этом нечто отличительно русское – страна долго управлялась царями и лидерами-мужчинами в СССР. Но, на самом деле, подобного еще и сейчас немало в Великобритании и Европе. К примеру, Гэндальф относится к хоббитам как «отец» к «детям». Также и Оби Ван Кеноби относится к Люку Скайуотеру. Вот – вопрос, интересный с психологической точки зрения: как часто взрослые задумываются над тем, что просматривая фильм или читая книгу, в этот момент они оказываются детьми? В волшебном мире сказок и фольклора такие вещи, конечно, не исчезают, - в этом смысле Холмс приобретает мифологическое измерение и оказывается в пантеоне Богов и Героев вне зависимости от того, какой национальности читатель или телезритель. Холмс оказывается архетипом Проводника, Отшельника и Героя-Защитника.

 

Тем не менее, по ходу самого сюжета Холмс погружается в меланхолическое настроение – пока он играет, его взгляд задерживается на портрете Ирен Адлер, и Холмс начинает вспоминать…

 

Всё дальнейшее уже не соответствует канону (рассказам), и может оттолкнуть случайного зрителя, знакомого с конан-дойловским Холмсом. Но сама сцена сделана с любовью: потрескивание огня в камине, Бейкер-стрит тонет в осенней чеховской палитре, замечательная музыка. Камера медленно движется, перемещая Ватсона в прошлое…

Звучит музыка, мы видим фотографию Ирен и выразительное лицо Ливанова.

 

Без сомнения, эта серия принадлежит Ливанову – все и вся крутится вокруг него. Ватсону здесь отведено меньше экранного времени, он меньше действует... Итак, Ливанов… Если зритель последует за сюжетом, на время отойдет от Агрских сокровищ, обратившись к совершенному другому случаю, - он не будет разочарован.

 

Итак, мы знакомимся с королем Богемии. Его костюм несколько отличается от конан-дойловского описания, это не абсолютная имитация рисунка Пейджета, какую мы видим в гранадовской версии.

Сам герой более высокомерный и комичный, но менее вызывающий (? – blustering), чем этот же персонаж в гранадовской экранизации.

 

В этом эпизоде мы видим в кресле бледного Ливанова – очень точно попадающего в образ Шерлока Холмса. Он крайне сосредоточен, как бы настороже, немного подозрителен к знати, он быстро окидывает гостя взглядом… Обратите также внимание на то, как использованы кадры с зеркалом – весьма метко, без того, чтобы эксплуатировать их как основной визуальный элемент (а-ля Гранада, где, помимо прочего, использование зеркал можно назвать чрезмерным).

 

После ухода гостя Холмс и Ватсон прекрасно разыгрывают немую сцену, - они комически «замирают» в своих креслах. Как говорится: «без комментариев».

 

Само собой, Холмс быстро берется за дело короля Богемии, и принимается шпионить за Ирен Адлер. Ливанов в гриме – это всегда удивительно смешно, притом, что его костюм (и как вы убедитесь позже, и Джонатана Смолла тоже), можно сказать, в духе фантазий Това Джансена (? - is almost a Tove Jansen fantasy).

 

Холмс смотрит, как Ирен Адлер выходит из дома. Заметьте: западному зрителю некоторые дома могут показаться как бы «совсем неанглийскими», но в то время существовало огромное разнообразие стилей и многие дома были построены по европейской моде или по эксцентричным проектам, особенно в пригородах Лондона и в городках на Севере Англии. Возьмем, к примеру, округлый дом – таких и сейчас немало в Манчестере.

 

Что касается появления Ирен Адлер, то её выход, несомненно, окрашен романтическим ореолом: замедленная съемка, волнующая музыка подсказывают нам, что Холмс буквально очарован – (затем крупный план лица Ливанова), - это, несомненно, самая «романтичная» сцена с Холмсом после фильма «Частная жизнь Шерлока Холмса» Билли Уайльдера… И если бы не Ливанов, эта сцена не получилась бы такой удачной (во всяком случае, для меня)…

 

Кстати, важно отметить, что Ирен Адлер – американка, но сравните её с сэром Генри в ленфильмовской «Собаке», и вы увидите, что все разговоры о «карикатурности американцев» в этом сериале, не правда.

 

И хотя она представлена во всей красе (её волосы явно окрашены, а в стиле одежды угадывается что-то смутно «европейское»), её роль, в общем-то, невелика (? - she is given what is essentially a cameo role). Есть в фильме несколько очень эффектных сцен, снятых в тумане: одна с кэбом, скрывающимся в дымке, другая, значительно позже, возле доков, когда Холмс преследует Смолла.

Церковь, возможно, слишком просторная, но выглядит замечательно, - она напоминает мне интерьер церкви из «Знатного холостяка». Её можно сравнить с церквушкой, снятой в эпизоде фильма ББС FingerSmith, а также со средних размеров церковью, показанной в одной из новых серий «Доктора Кто» (Dr Who): обе весьма аскетичны в смысле украшательства, и более типичны для Англии.

 

В этом эпизоде Холмс, конечно, человек чести, готовый пренебречь буквой закона, ради того, чтобы исполнить роль свидетеля бракосочетания, оставаясь при этом неузнанным.

 

Ватсон весьма озадачен поведением Холмса, но Ливанов гениально задействует свой неповторимый голос. Прислушайтесь, как он произносит «Ирен Адлер». Ватсон всматривается в него, а Холмс, в свою очередь, как бы заглядывает ему в душу. Трогательная сцена. Эпизод сыгран почти как трагедия – эмоциональность почти на пределе. Когда Холмс медленно снимает шляпу священника, мы чувствуем, что мыслями он где-то не здесь.

 

Не каждому должно понравиться, что в мир Шерлока Холмса вторгаются нежные чувства, но подобное уже случалось, причем – в ранних фильмах о Холмсе. Наиболее известный случай с Уильямом Джиллетом, он исполнил роль Холмса, который женится. Причем, с благословления Конан Дойля.

Фильм Уильяма Джиллета, да и сам Джиллет в роли Холмса были хорошо приняты Конан Дойлом и нашли признание у публики.

 

Итак, дело Ирен Адлер приходит к завершению (правда, не совсем понятно как), и это нас окончательное отсылает к романтической линии Ватсона. Таким образом, оба этих сюжета как бы отражаются друг в друге. Мы видим Ватсона с Мэри Морстен и её компаньонку (замечательно точно подмечено) – в наполненной воздухом золотистой гостиной (контрастирующей с тем мраком, который окружает Холмса). И как бы для придания элемента легкомысленности постановщики фильма сменили породу псу «Тори»…


----------------------------------
другой фрагмент:

 

В серии «Знакомство» нам показаны его специфические знания, а в серии «Кровавая надпись» - его дедуктивные способности. Хотя иногда, кажется, что именно этого и недостает в фильме. Не исключено, что если серий было бы снято больше, эти пробелы были бы восполнены.

 

В нем недостает тех темных сторон личности, которые были высвечены в гранадовском Холмсе – черная меланхолия, кокаин, эмоциональная холодность. Я бы сказал, что Бретт в своем Холмсе больше сосредоточился на эмоциональности и на перепадах настроения, - больше, чем вкладывал это Дойл. Бретт любит взвинчивать свой голос, у него бывает внезапный резкий смех, он может броситься наземь, чтобы искать улики и т.п. В ленфильмовском сериале такие вещи никогда не подчеркиваются. Русский Холмс ищет, оставаясь внешне спокойным. Кое-кто мог бы высмеять это как «излишнюю вежливость» или «излишние приличия» Холмса, но зрители часто любят его именно за эти качества. Это как рассказы о Холмсе возле пылающего камина… всё равно – читаем ли мы их, слушаем по радио или смотрим фильм. Это «уютность» вроде неослабевающего магнита, вечно притягивающего людей к Шерлоку Холмсу. Возможно, это и не входило в намерения Конан Дойла, но и совсем не чуждо первоисточнику, также как какие-то индивидуальные моменты в образах Бретта, Эверетта и других.

 

Сериал наполнен интересными ролями второго плана (правда, некоторые из них поданы в мелодраматической манере), сравнимых с Ливановым и Соломиным (скажем, Сэр Генри, Мориарти), хотя порой это отвлекает зрителя. А некоторые эпизодические роли, наоборот, не имеют развития.

 

Кое-кто из западных зрителей критиковал музыку. Причина, я полагаю, в эклектическом применении инструментов и стилей, - эта неопределенно «европейская» мода долгое время пародировалась (особенно в Великобритании), например, группами вроде The Bonzo Dog Doo Dah Band и The Scaffold.

 

Но уже после нескольких просмотров фильма становится очевидным уровень мастерства, стоящий за музыкальной дорожкой. Пусть это и не такая поразительная вещь, как в гранадовском сериале, но её уникальная особенность в том, что это саундтрек, который я мог бы слушать дома для удовольствия.

---------------------------
полностью эту длинную-предлинную рецензию можно прочесть в моём ЖЖ - аж в целых двух постах:
1 часть - http://alek-morse.livejournal.com/18002.html
2 часть - http://alek-morse.livejournal.com/18203.html

Кстати, автор рецензии еще сравнивает нашего "Холмса" с ихними, некоторые из которых вышли на экран, как раз, в восьмидесятые годы. А Шерлока Холмса в исполнении Йена Ричардсона мы могли видеть в советских кинотеатрах в 1984 году.
Subscribe

  • Пожалуйста не умирай

    Была весна, апрель кажись, асфальт был сухой но на водоёме рядом со школой ещё был лёд. Их было двое, это была пара влюблённых голубков, два…

  • (без темы)

  • День птиц

    Хотя кажется уже поздновато для скворечников.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments