Inity. Judicator In'Tajer (inity) wrote in 76_82,
Inity. Judicator In'Tajer
inity
76_82

Categories:

Религиозные праздники во время советского детства

Праздновали ли вы Рождество? Или Новый Год его полностью вытеснил? Мне так кажется, что среди религиозных праздников во время нашего советского детства Пасха была существеннее.
И поездки на кладбища тоже были частью советских ритуалов...

Под катом - мои воспоминания о праздновании Пасхи и поездках на кладбище во время советского детства.


...
Говорить о религии было не принято.
Но ритуал оставался.
...
Было так. Однажды, весной, взрослые вдруг начинали шептать: скоро Пасха. Скоро Пасха. Это очень важный день.
В этом было что-то запретное и гордое. "Несмотря на то, что в СССР религиозность не поощряется, мы все равно красим яйца на Пасху"
В каком-то смысле это был даже социальный протест.
В каком-то - прикосновение к традиции предков.
И мы рождали собственные традиции.

О том, как мы праздновали Пасху и ездили на кладбище.
Мифы советского детства.

Перед Пасхой надо было ехать на рынок за правильным творогом. Мягким, влажным, жирным. Творог из магазина не годился. Можно было обойтись и им, но это было "не то". Поэтому меня отправляли на рынок. А рынок далеко. При этом следовало выбрать, на КАКОЙ рынок поехать. На "ближний" (сорок минут на трамвае) или "дальний" (около часа на метро) 8) Я любила ехать на трамвае, потому что ехать за продуктами для светлого, весеннего праздника хотелось там, где светло.
Приготовление Пасхи было особым искусством. Приготовить Пасху, терпкую, горчащую, а не просто купить в магазине творог с изюмом бюыло предметом гордости любой хозяйки.
Кулич тоже делался Долго. Приготовление пасхальных блюд занимало почти всю субботу перед Пасхой.
Рецепт кулича мы всегда брали из кулинарного "талмуда" - Книги о Вкусной и Здоровой Пище. При этом бабушка при всем своем коммунизме-атеизме любила повторять, что рецепт кулича, как ни крути, "большевикам пришлось внести в книгу". А вот рецепта Пасхи - не было. Рецепты Пасх переписывали от руки, добыть их в печатном виде стало можно уже ближе к началу перестройки...
Яйца красили все. Любимое детское занятие - лущить лук... деловито, сосредоточенно...
Потом яйца украшали переводными наклейками, присланными с Запада 8)
И еще был Западный символ - зайцы. Мама выросла в Германии, и поэтому принесла еще один ритуал. "На Пасху надо есть шоколадных зайцев". Добыть шоколадного зайчонка было важным и ценным напоминанием. Я добывала в магазине зайчат, чтобы мама могла вспомнить о своем детс тве, проведенном в ГДР.
Вообще о христианском смысле праздника говорить начали позднее. Сперва я как ребенок просто следовала за действиями родителей. "праздник... мы красим яйца, печем кулич и долго "колдуем" с творогом и водяной баней, потому что так надо.
Но ребенку и этого достаточно. Поому что ярко, необычно и праздник.
А потом просачивается информация о том, что это праздник религиозный. И за ним стоит нечто большее...
Но это уже потом.

...
Не надо быть аборигеном из забытого австралийского племени, вот что я вам скажу, чтобы рассказать кое-что о тотемизме в наши дни. 8) То бишь, о своеобразном культе предков...

После пасхи, обычно как раз к майским праздником, мы всей семьей ездили на могилы "К дедушке и прабабушке". Если дело было после Пасхи, было необходимо положить на могилке красное яйцо. Мне как ребенку поездка на кладбище тоже казалась интересным ритуалом. Мы едем, сажаем цветы, съедаем что-нибудь, молчим, после этого мне разрешают насыпать за могилами корм "для птичек".

Всегда внимательно ожидали появления животных...

Огромной удачей считалось увидеть рядом с могилой белку. Когда появлялась белка - чем ближе, тем лучше. Все замирали. Говорили "Вот, душа пришла". Потом говорили, что белка-это символ. (того, что наше приношение "угодно" умершим предкам, сказал бы кто-то вроде древних египтян =)
Еще любили, когда появляются птицы. Кроме ворон - вороны не обозначали ничего интересного. Потому что их было много. Если птицы прилетели и стали клевать принесенное, пока мы еще возле могилы - хороший знак. А если мы отошли от могилы, обернулись и увидели животных или птиц, то родители повторяли "хороший знак. Хороший знак".
Если прилетала сорока и кричала над могилой бабушки - мы задумывались об этом. Ведь ее фамилия была Сорокина. Что это за "весть"? Однажды мы шли от могилы, а сорока долго летела за нами. Папа говорил, что за нами летит бабушкина душа.

Верили ли они в это? Наши родители? Сознанием, наверное, не верили. Понимали, что белка это только белка, а птица - только птица. Зачем они говорили об этом? Чтобы смягчить для детей мысль о смерти? Или просто повторяли по привычке? Потому что когда-то их родители поступали так же?..
Думали ли они, что стоящий рядом ребенок - верит? В то, что душа возвращается в мир в образе белки и птицы? В то, что чайка, севшая на крест - это "весточка" от бабушки? В то, что появление рядом с могилами кротовин или мелькание мышки - это что-то странное: мышка приходит из-под земли, и приносит странные вести. лучше всего увидеть, как прилетит птица с неба или как белка спустится по стволу дерева и сбежит обратно.

...Тут они, мифы и ритуалы древнейших времен.
Никуда не ушли до тех пор, пока вы по привычке приносите на могилку конфетку и говорите, повторяя сказанное вам родителями, по традиции, не вдумываясь в смысл: "Пришла белка. Хороший знак. Пришла душа..."
И рядом стоит ребенок, для которого это - объективная реальность ожившего мифа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →