И поездки на кладбища тоже были частью советских ритуалов...
Под катом - мои воспоминания о праздновании Пасхи и поездках на кладбище во время советского детства.
...
Говорить о религии было не принято.
Но ритуал оставался.
...
Было так. Однажды, весной, взрослые вдруг начинали шептать: скоро Пасха. Скоро Пасха. Это очень важный день.
В этом было что-то запретное и гордое. "Несмотря на то, что в СССР религиозность не поощряется, мы все равно красим яйца на Пасху"
В каком-то смысле это был даже социальный протест.
В каком-то - прикосновение к традиции предков.
И мы рождали собственные традиции.
О том, как мы праздновали Пасху и ездили на кладбище.
Мифы советского детства.
Перед Пасхой надо было ехать на рынок за правильным творогом. Мягким, влажным, жирным. Творог из магазина не годился. Можно было обойтись и им, но это было "не то". Поэтому меня отправляли на рынок. А рынок далеко. При этом следовало выбрать, на КАКОЙ рынок поехать. На "ближний" (сорок минут на трамвае) или "дальний" (около часа на метро) 8) Я любила ехать на трамвае, потому что ехать за продуктами для светлого, весеннего праздника хотелось там, где светло.
Приготовление Пасхи было особым искусством. Приготовить Пасху, терпкую, горчащую, а не просто купить в магазине творог с изюмом бюыло предметом гордости любой хозяйки.
Кулич тоже делался Долго. Приготовление пасхальных блюд занимало почти всю субботу перед Пасхой.
Рецепт кулича мы всегда брали из кулинарного "талмуда" - Книги о Вкусной и Здоровой Пище. При этом бабушка при всем своем коммунизме-атеизме любила повторять, что рецепт кулича, как ни крути, "большевикам пришлось внести в книгу". А вот рецепта Пасхи - не было. Рецепты Пасх переписывали от руки, добыть их в печатном виде стало можно уже ближе к началу перестройки...
Яйца красили все. Любимое детское занятие - лущить лук... деловито, сосредоточенно...
Потом яйца украшали переводными наклейками, присланными с Запада 8)
И еще был Западный символ - зайцы. Мама выросла в Германии, и поэтому принесла еще один ритуал. "На Пасху надо есть шоколадных зайцев". Добыть шоколадного зайчонка было важным и ценным напоминанием. Я добывала в магазине зайчат, чтобы мама могла вспомнить о своем детс тве, проведенном в ГДР.
Вообще о христианском смысле праздника говорить начали позднее. Сперва я как ребенок просто следовала за действиями родителей. "праздник... мы красим яйца, печем кулич и долго "колдуем" с творогом и водяной баней, потому что так надо.
Но ребенку и этого достаточно. Поому что ярко, необычно и праздник.
А потом просачивается информация о том, что это праздник религиозный. И за ним стоит нечто большее...
Но это уже потом.
...
Не надо быть аборигеном из забытого австралийского племени, вот что я вам скажу, чтобы рассказать кое-что о тотемизме в наши дни. 8) То бишь, о своеобразном культе предков...
После пасхи, обычно как раз к майским праздником, мы всей семьей ездили на могилы "К дедушке и прабабушке". Если дело было после Пасхи, было необходимо положить на могилке красное яйцо. Мне как ребенку поездка на кладбище тоже казалась интересным ритуалом. Мы едем, сажаем цветы, съедаем что-нибудь, молчим, после этого мне разрешают насыпать за могилами корм "для птичек".
Всегда внимательно ожидали появления животных...
Огромной удачей считалось увидеть рядом с могилой белку. Когда появлялась белка - чем ближе, тем лучше. Все замирали. Говорили "Вот, душа пришла". Потом говорили, что белка-это символ. (того, что наше приношение "угодно" умершим предкам, сказал бы кто-то вроде древних египтян =)
Еще любили, когда появляются птицы. Кроме ворон - вороны не обозначали ничего интересного. Потому что их было много. Если птицы прилетели и стали клевать принесенное, пока мы еще возле могилы - хороший знак. А если мы отошли от могилы, обернулись и увидели животных или птиц, то родители повторяли "хороший знак. Хороший знак".
Если прилетала сорока и кричала над могилой бабушки - мы задумывались об этом. Ведь ее фамилия была Сорокина. Что это за "весть"? Однажды мы шли от могилы, а сорока долго летела за нами. Папа говорил, что за нами летит бабушкина душа.
Верили ли они в это? Наши родители? Сознанием, наверное, не верили. Понимали, что белка это только белка, а птица - только птица. Зачем они говорили об этом? Чтобы смягчить для детей мысль о смерти? Или просто повторяли по привычке? Потому что когда-то их родители поступали так же?..
Думали ли они, что стоящий рядом ребенок - верит? В то, что душа возвращается в мир в образе белки и птицы? В то, что чайка, севшая на крест - это "весточка" от бабушки? В то, что появление рядом с могилами кротовин или мелькание мышки - это что-то странное: мышка приходит из-под земли, и приносит странные вести. лучше всего увидеть, как прилетит птица с неба или как белка спустится по стволу дерева и сбежит обратно.
...Тут они, мифы и ритуалы древнейших времен.
Никуда не ушли до тех пор, пока вы по привычке приносите на могилку конфетку и говорите, повторяя сказанное вам родителями, по традиции, не вдумываясь в смысл: "Пришла белка. Хороший знак. Пришла душа..."
И рядом стоит ребенок, для которого это - объективная реальность ожившего мифа.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →