Ярило (_che) wrote in 76_82,
Ярило
_che
76_82

Categories:
28 мая 1987 года на Красную площадь сел самолет "Сессна-173П". Такой "подарок" на День пограничника советским вооруженным силам приподнёс 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст.

Надо советскими ПВО потешался потом весь мир. ДА и на советских граждан это произвело сильный психологический эффект. "Все, дряхлая страна с дырявыми ПВО"

Как это было:

Первыми неизвестный тихоходный объект обнаружили таллинские ПВО.

Военные радары работали значительно точнее гражданских, да и высоту ктому времени летчик набрал для Cessna нормальную: без малого две тысячиметров, так что сложностей с обнаружением не возникло. Факт пересеченияграницы не был зарегистрирован ни радарным, ни визуальным наблюдением,поэтому изначально предполагалось, что это заблудившийся гражданскийсамолет. Однако на радиозапросы объект не отвечал, на код "свой -чужой" не реагировал, а советские авиадиспетчеры утверждали, что никакс ним не связаны. Как и положено, объекту были присвоены боевойобщесоюзный номер 8255 и код "чужой".

Для опознания объекта с военного аэродрома "Тапа" по тревоге были подняты два истребителя-перехватчика "МиГ-23". Уже через двадцать минут после появления самолета на радаре, в 14.48, пилот первого истребителя сообщил на землю, что в просвет облаков видит цель - легкомоторный самолет типа нашего "Як-12" белого цвета с голубой полосой по борту. Однако сразу после установления визуального контакта самолетик нырнул вниз, на высоту 20 - 30 метров, и исчез не только из поля зрения пилота-перехватчика, но и с экранов радаров.

А через пять минут те же радары в том же районе засекли еще одну цель, правда, следующую другим курсом и на другой высоте. Проще всего было предположить, что это и есть тот самый самолет-хулиган. Что диспетчеры и сделали. А поскольку новая цель устойчиво идентифицировалась как "я - свой", то недавнее происшествие было тут же списано на несовершенство техники. Тревогу отменили, перехватчики были возвращены на землю, а информация об инциденте надежно спрятана в недрах родной в/ч. До поры.

Между тем Cessna продолжала свой воздушный бросок на юго-восток и к трем часам пополудни уже пролетала над Псковом. Именно тут произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как "случайность". В это время в окрестностях древнего города проходили учебные полеты одного из местных авиаполков. В воздухе одновременно находилось до десятка самолетов, поэтому появление на радарах новой точки осталось никем не замеченным. Ровно в 15.00 все воздушные объекты должны были сменить свои коды системы госопознавания. Однако поскольку полеты были учебные, а летчики - вчерашние курсанты с минимумом опыта, то многие из них за азартом полета просто забывали о смене кода и становились для системы "чужими". Увидев на экране радара огромное количество "чужих", руководитель радиотехнической группы принудительно присвоил им код "я - свой". Такой прием часто практиковался у наших военных, хотя и не афишировался. В числе прочих получил этот код и самолет Матиаса Руста. Теперь он летел в нашем воздушном пространстве уже как советский малый самолет и интереса для военных не представлял.

Дальше на пути у "метеообразования" лежал Торжок. Тут самолет Руста был легализован вторично и окончательно. И снова помог случай. За день до полета в сорока километрах от Торжка произошла авиакатастрофа: в воздухе столкнулись истребитель "МиГ-25" и дальний ракетоносец-бомбардировщик "Ту-22М", и теперь воздух над районом аварии просто кишел поисковыми вертолетами. Совершенно случайно над этим же местом пролетела и Cessna Руста. А поскольку скорость движения и высота Cessna почти точно совпадали со скоростью и высотой полета поисковых вертолетов, то диспетчеры посчитали его как еще одну поисковую "вертушку" и оставили в покое.

Так что в зону ответственности ПВО Московского округа Руст влетел уже как нарушивший режим полета московский вертолет. Оперативный дежурный Центрального командного пункта, понадеявшись на то, что в Московском округе сами разберутся со своим нарушителем, дал приказ снять цель с оповещения.

И еще одна случайность-совпадение. Вообще этот день был просто напичкан счастливыми для немецкого пилота совпадениями. Когда Руст уже подлетал к Москве, кто-то сверху (кто - так и осталось невыясненным) дал приказ временно отключить автоматизированную систему управления (АСУ) ПВО для проведения внеплановых профилактических работ. Если бы не этот приказ, самолет Руста могли бы сбить просто "по умолчанию", как неустановленный объект, приближающийся к стратегически важному центру. Чуть позже так же неизвестное лицо "сверху" на двадцать минут прекратило полеты над Шереметьево. Именно через это двадцатиминутное окно Матиас Руст в 19.38 и влетел в столицу.

Как утверждал на процессе сам пилот, первоначально он хотел посадить самолет в самом Кремле, но, убедившись, что на его территории нет подходящей площадки, решил посадить его прямо перед Покровским собором. Однако площадь была заполнена народом, и Руст с включенными посадочными огнями несколько раз прошел над головами гуляющих, помахивая крыльями. В ответ на это гуляющие махали ему руками и дружески улыбались.

В этот же день, только чуть раньше, над Красной площадью летал вертолет, производивший фотосъемку. Поэтому, когда дежурному по отделу охраны Красной площади майору Токареву позвонили и спросили: "Кто там у тебя летает?", - он спокойно ответил: "Да это съемки идут", а когда с ним связался постовой Косоруков и сообщил, что над площадью летает самолет, лишь лениво возразил: "Ты смотри, чтобы коровы по площади не ходили, а самолет - хер с ним!"

Только с третьей попытки Матиасу Русту удалось-таки посадить самолет в начале Москворецкого моста и вырулить к Васильевскому спуску. На место происшествия тут же прибыл замначальника московской милиции Н.С. Мыриков. А еще минут через двадцать туда же приехали "люди в сером" и увезли смущенно улыбающегося летчика на Лубянку.

А в народе перелет отразился целой серией анекдотов. Красная площадь мигом получила второе название - Шереметьево-3. Не в последней степени этому способствовало то, что в скором времени после посадки Руста на ней было запрещено курение и выставлены соответствующие знаки. По Москве поползли слухи о том, что в ГУМе возле фонтана выставили милицейский пост, чтобы не всплыла американская подводная лодка.
Subscribe

  • В одном детском саду

  • За рулем

    Да, были игрушки в наше время, я даже не знал, что было такое разнообразия, у меня был только первый вариант, а выпускал их Томский приборный завод.…

  • Одет по форме

    В мою бытность таким же, особым шиком пользовались солдатские ремни, наш класс можно было смело по ременному признаку разделить, примерно треть из 30…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • В одном детском саду

  • За рулем

    Да, были игрушки в наше время, я даже не знал, что было такое разнообразия, у меня был только первый вариант, а выпускал их Томский приборный завод.…

  • Одет по форме

    В мою бытность таким же, особым шиком пользовались солдатские ремни, наш класс можно было смело по ременному признаку разделить, примерно треть из 30…