Однажды я получила по лбу от немецкого мальчика, и это было самым шокирующим событием моего раннего детства (мне было 5 лет). А дело было так.
Наш дом, где жили семейные офицеры, стоял на улице в окружении немецких домов. По улицам, соответственно, ходили в основном местные. Кстати мы, дети, лазали совершенно свободно и спокойно по всему городу. Но наш дом с садиком, как и территория военной части вообще, был в моем понимании, уже "нашей" , советской территорией. И вот, однажды, сидя на заборе, который отделял дом с садом от улицы, я стала дразнить проходящего мимо немецкого мальчика. Я , конечно, была уверена в своей безнаказанности, иначе дразниться бы не стала. А он взял да и зашел без всяких колебаний в нашу (советскую!) калитку на нашу (советскую!) территорию и дал мне (советской девочке!!!) здоровенный щелбан. И спокойно ушел. Сказать, что у меня был шок - не сказать почти ничего.Да, было и больно, и обидно, и унизительно - но главным было потрясение, что немецкий мальчик мог так поступить с советской девочкой.
С тех пор меня стал очень беспокоить вопрос, а что вообще происходит у маленьких детей в головах, как они воспринимают и объясняют себе окружающий мир, что они улавливают из объяснений взрослых, а что додумывают и интерпретируют сами. В частности, этот вопрос стал меня особенно мучить вчера, когда мой четырехлетний сын потребовал у меня меня в 15-й раз поставить песню "Черный бумер". В конце он сказал - мама, какие несчастные люди, нет у них черного бумера...