Владимир Марочкин (marochkin) wrote in 76_82,
Владимир Марочкин
marochkin
76_82

Category:

Ансамблю революционного фолка "Яблоко" исполнилось 30 лет


Эта история началась тридцать лет назад.
Юрий Берендюков, один из лучших гитаристов питерской рок-сцены, известный по выступлениям в составах ансамблей «Ну, погоди!» и «Акварели» (кстати, именно из этого ансамбля юный Гребенщиков «похитил» такого же юного виолончелиста Севу Гаккеля), задумал сделать собственную рок-группу. Но это должна была быть необычная рок-группа. Все вокруг тогда играли хард-рок, а Берендюков жаждал исполнять народную музыку. Но он мечтал, чтобы она звучала вовсе не так, как ее передавали по радио, то есть не уныло и печально. Юра хотел сделать что-то радостное и упоительное, похожее на то, что пели американский ансамбль «Иглз» или шведская группа «АББА».

Музыканты знали, что шведский квартет с большим трепетом относится к сохранению скандинавского фольклора. Но в то же время Бенни Андерсон и Бьерн Ульвеус, основные композиторы «АББА», сумели эффектно соединить народную музыку с современными ритмами. Вот этим путем и собирался пойти дальше Юрий Берендюков. Можно смело сказать, что он готовил музыкальную революцию в СССР, потому что в те годы в нашей стране существовал один-единственный вариант исполнения народных песен: это – формат Людмилы Зыкиной и хора имени Пятницкого. Всех, кто пытался не соответствовать этому формату, безжалостно «подчищали». Но рокенрольное воспитание, полученное еще в юности, подталкивало Берендюкова двигаться вперед, ничего и никого не боясь.

Юра знал, как сделать аранжировку и добиться желанного звучания. У него уже появились музыканты-единомышленники, готовые вместе с ним отправиться в путь по неизведанной фольклорной дороге. Не хватало только певицы, которая смогла бы спеть народные песни нежно и чувственно.
Однажды Юра шел по набережной реки Мойки и вдруг услышал ясные девичьи голоса, которые пели один из главных хитов группы «АББА» - «Dancing Queen». Берендюков сначала не среагировал, занятый своими мыслями, и прошел дальше, а когда встрепенулся, то обернулся, вбежал в тот двор, откуда, как ему показалось, он услышал пение, – но там никого не было.
Всю неделю, то днем, то вечером, Юра заглядывал в этот двор на набережной Мойки в надежде отыскать тех девчонок, но безуспешно. Он уже отчаялся, когда знакомый скрипач, который был наслышан, что Юра по всему Питеру ищет одаренных поющих девочек, привел на прослушивание двух сестер, Марину и Таню Капуро. Едва Марина запела «Dancing Queen», как Юра узнал голос, который он искал столько времени...


Оказалось, что уже много лет Марина и Юра занимаются в одном и том же доме культуры «Маяк». У Берендюкова здесь была репетиционная база его прежнего ансамбля, а Марина со школьных лет пела здесь в девчачьем хоре и даже получала какие-то награды. Возможно, они по нескольку раз в неделю проходили мимо, не замечая друг друга. Встретились они только тогда, когда песня позвала в новую дорогу.
Вот так появилась группа «Яблоко».
А через некоторое время Марина Капуро и Юрий Берендюков поженились.

Квартет «АББА» связан с Советским Союзом какими-то мистическими нитями. Начнем с того, что этот шведский ансамбль появился на свет в том самом 1972 году, когда в СССР оформилось явление, которое принято называть «застоем». С помощью репрессий властям удалось на некоторое время очистить воздух, которым дышал советский человек, от песен «Битлз», от твистов и шейков. И уже довольно скоро вокруг нового поколения советских людей, только-только вступивших в Большую жизнь, была возведена серая звуконепроницаемая стена. Шепотом из уст в уста тогда передавалась слова, произнесенные тогдашним председателем Гостелерадио СССР С.Г.Лапиным:
«Тут дают в эфир народную музыку. Но не всякая народная музыка - наша. Зыкина - это наша музыка. А если за народной музыкой прячется всякая какофония, то эта музыка - не наша...»
После этих угроз многие музыкальные редакторы, пропагандировавшие современные ритмы, были вынуждены покинуть радио- и телеэфир.

Но, как говаривал бравый солдат Швейк, «не бывает так, чтобы никак не было». И уже вскоре в стене застоя зазияли многочисленные бреши, первые из которых, как ни странно, пробила… шведская группа «АББА».
После победы «АББА» на фестивале «Евровидение» в 1974 году песни шведского квартета зазвучали у нас повсеместно. Они волновали советского человека, потому что давали каждому возможность почувствовать, как живут люди в другой стране, причем не где-нибудь на Гавайях или в роскошном Сан-Франциско, а рядом, в Швеции, где, как все знали, тоже строят социализм, правда, какой-то «неправильный».

Жизнь, судьба и любовь ленинградской школьницы Марины Капуро определились в одно мгновение - когда она случайно услышала по радио песню «Waterloo» в исполнении «АББА». Бог наградил девушку удивительно красивым голосом, и она поставила себе цель: петь так же, как «АББА».

Одним январским воскресным утром 1976 года в развлекательной программе «Утренняя почта» впервые по советскому телевидению был показан видеоклип квартета «АББА». Это была песня «I do, I do, I do, I do, I do». А разрешили показывать песни «АББА» тот же С.Г.Лапин и его зам Э.Н.Мамедов. Видимо, это произошло потому, что две молодые девушки, которые пели в квартете «АББА», нравились даже членам Политбюро. Наверное, слушая песни «АББА», руководители страны и партии вспоминали своих девчонок из 30-х годов...

«АББА» создали целую культуру. В СССР им подражали буквально во всем: в манере двигаться, одеваться, танцевать и даже делать видеоролики. Наш мир наполнило огромное количество атрибутики с изображением «АББА» - сумочки, кофточки, платочки, которые изготавливались на подпольных цехах по всему Советскому Союзу.
Женщины в СССР тогда разделились на два лагеря: брюнетки причесывались под Фриду, блондинки - под Агнету. По всей видимости, феномен шведской группы «АББА» подсказал режиссеру Эльдару Рязанову стилистическое решение фильма «Ирония судьбы или с легким паром», ведь Надя, героиня Барбары Брыльски, причесана под Агнету. И это неудивительно - согласно данным статистики самое большое число поклонников «АББА» проживало в... СССР и Польше.

СССР удваивал, утраивал, удесятерял объем звучания «АББА». На экраны кинотеатров вышел художественный фильм «ABBA – The Movie» (в советском прокате – просто «АББА»). Фирма «Мелодия», советский монополист, выпустила в свет несколько лицензионных дисков «АББА»: «Mamma Mia», «Arrival», «The Album». Уже начались разговоры о грядущих гастролях шведского квартета в Москве...
Но неожиданно для песен «АББА» в Советском Союзе зажегся красный свет. Что же случилось?

Осенью 1980 года шведский коллектив записал новый диск, названный «Super Trouper». Диск-жокей английской радиостанции «Би-Би-Си» Сева Новгородцев, представляя советским слушателям «Super Trouper», посвятил заглавную песню этого альбома советским десантникам: «Хорошо известная вам шведская группа «АББА» выпустила на прошлой неделе одиночную пластинку с песней «Super Trouper». Перевод этого названия вызвал некоторые затруднения. Но, справившись в двухтомном словаре, затруднения мне удалось преодолеть. Итак, песня «Super Trouper»! Или, по-русски: отличник боевой и политической подготовки парашутно-десантных войск».
В это время уже шла война в Афганистане, поэтому группа «АББА», исполнившая песню, в которой якобы осуждалась эта война, сразу же попала в немилость у советских вождей. Разговоры о возможных гастролях в СССР шведского квартета прекратились до лучших времен.

Но никто из участников «АББА» даже не подозревал, сколько шума в Советском Союзе наделал их новый альбом «Super Trouper». Ведь на самом деле ни о каких десантниках в той песне речь не идет. Просто однажды музыканты фотографировались в окружении цирковых артистов: акробатов, факиров, клоунов. Во время этой фотосессии Бенни и Бьерн, вдохновленные цирковой обстановкой, неожиданно сочинили новую мелодию, которая, как им показалось, идеально подходила к названию альбома - «Super Trouper». Именно так по-английски называется... большой цирковой прожектор. Это и есть песня о прожекторе и нелегкой судьбе артистов, никакого намека на политику в ней нет и в помине. Но наши чиновники английского языка не знали. И уж если Новгородцев-враг сказал, что эта песня про десантников, значит, она про десантников.

А ведь поколение 70-х действительно напоминало десантников. Уже давно на нашей земле шла война. Большинству людей, как десантникам, оказавшимся на вражеской территории, приходилось включаться в эту войну, чтобы элементарно выжить. Жизнь семидесятников была полна уловок и настоящих военных хитростей. Невероятных усилий требовал, например, следующий маневр: не прочитать книги Леонида Ильича Брежнева «Малая земля» и «Возрождение», но сдать по ним выпускной экзамен в школе или зачет в институте. Песни «АВВА» для многих советских людей и явились тем самым прожектором, что освещал путь в темноте туннеля. Эти чудесные, светлые, немного наивные песни рассказывали, какой может быть жизнь на самом деле, без Байкалов, без Амуров, без комсомола и КПСС...

...А у группы «Яблоко» в том же самом 1980 году вышла первая пластинка «Квадрофония», которая произвела настоящий фурор. Это был настоящий фолк-рок, но только наш, отечественный. Уникальный голос и неповторимая манера пения Марины Капуро стали символом группы «Яблоко». Песни «В горнице», «Деревня», «Летела гагара», «Маменька» покорили сердца миллионов советских людей.

26 января 1982 года умер Михаил Андреевич Суслов, которого принято считать главным творцом «застоя».
10 ноября этого же года скончался генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.
В этом есть какая-то мистика, но: в том же 1982 году, выпустив свой последний альбом «The Visitors», распалась и группа «АББА»...

История фолк-группы «Яблоко» оказалась неразрывно связана с песнями «АББА» и в дальнейшем.
В 1984 году «Яблоко» снималось в программе «Утренняя почта» с казачьей песней «Эх, в последний раз, девчоночка». Наши герои аранжировали ее в стиле «тяжелый рок». Все получилось невероятно красиво, тем не менее номер вырезали. Причина этой музыкальной цензуры кроется, как всегда, в некомпетентности телевизионного руководства. В казачьем распеве бывают вставные слова, вернее – гласные: о-йе, е-йе. Кто-то из начальства послушал и сказал: «Это музыка в стиле «йе-йе». Народ этого не поймет!» А ведь это была настоящая народная песня!
Музыканты очень расстроились, но тут Берендюкову позвонила редактор «Утренней почты» Ирина Охочинская и сообщила, что будет сниматься необычная программа, в которой известные артисты должны будут исполнить совершенно несвойственные для их репертуара песни. Юра сразу же предложил исполнить что-нибудь из репертуара «АББА». Марина выбрала песню «Happy New Year» и записала ее на английском языке. Но на телевидении этот вариант не прошел. «Ребята, от «АББА» это отличить невозможно! – сказали на телевидении. - Подумают, что Марина рот под фонограмму открывает!»
Тогда Юра Берендюков решил, что Марина должна исполнить песню по-русски:

Песня, как птица, и душа ее чиста,
Вместе с ней в каждый дом пусть приходит доброта!
Светлый мир сохранится, наши сбудутся мечты!
И с тобой мы споем эту песню: я и ты!

Этот текст сочинила мама Марины.
«Мама любила сочинять стихи, это было ее хобби, - рассказала Марина Капуро. – Вообще она была экскурсоводом. Но у них часто устраивались капустники, где она и пела, и сочиняла либретто, поэтому она и тогда смогла написать эти строчки».
После той программы на всех концертах «Яблока» публика, которая восхищалась народными песнями, обязательно требовала «Happy New Year»...

В конце 80-х «Яблоко» продолжает экспериментировать в области синтеза фольклора и рока, ансамбль много гастролирует по стране и за рубежом. Беспрецедентное концертное турне наших героев по США в конце 1990 года (56 сольных концертов в 26 штатах!) прошло с огромным успехом. Песни в исполнении Марины Капуро вызвали восторг американской публики. В 1993 году певица получила звание «заслуженная артистка России».

...Однажды на сайте официального биографа «AББA» Карла Магнуса Пальма появилось объявление о том, что в июне 2004 года в Великобритании в городе Брайтоне, что близ Лондона, состоится большой фестиваль «ABBAfest-2004», посвященный тридцатилетию победы «AББA» на Евровидении. Ни на что особо не надеясь, Марина отправила в оргкомитет фестиваля фрагменты песен «Dancing Queen» и «Super Trouper» в своей интерпретации. И вскоре она получила официальное приглашение исполнить на этом фестивале песни «AББA».
В Брайтоне ее услышал дизайнер группы «AББA» Уве Сандстрём, которого поразило, как Марина исполняет эти популярные песни, насыщая их своими личными переживаниями и народными русскими интонациями.
«Я бродил по VIP-зоне, - рассказывал Уве Сандстрём, - и вдруг услышал, как красивый чистый женский голос поет песни «АББА». Я на автопилоте направился к сцене, на которой выступала незнакомая мне певица. Я спросил: «Кто это?» Мне ответили, что это девушка из России…»
Марина Капуро и Уве Сандстрём познакомились и подружились. Вскоре Уве сшил для Марины несколько сценических нарядов, образцами для которых послужили фрагменты шоу-платьев Фриды и Агнеты. Вот так и получилось, что Уве Сандстрём, один из лучших европейских дизайнеров сценической одежды, в конкурентной борьбе завоевавший право выбирать себе клиентов, теперь шьет платья для солисток ансамбля «АББА», для Мадонны и нашей Марины Капуро.


В 2006 году состоялась премьера спектакля Марины Капуро «ABBAmania». В мире есть много артистов, которые выходят на сцену, подражая шведскому квартету, копируя и реплики, и даже жесты своих кумиров. Спектакль Марины Капуро замечателен тем, что песни «АББА» исполняет певица, ставшая известной благодаря революции, которую она и ее товарищи-музыканты совершили в области народной музыки, причем эта революция прошла под явным влиянием группы «АББА».
Спектакль пользуется необычайной популярностью у публики. Видимо, мечта о нереализованном счастье под названием «АББА» еще жива в нашем народе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments