prince_consort (prince_consort) wrote in 76_82,
prince_consort
prince_consort
76_82

Сгуститель №4

Сгуститель-это такое сооружение на медном заводе, предназначенное для уменьшения количества воды в пульпе, поступающей с обогатительной фабрики... Ну, я вижу, вы поняли. Так и подмывает растечься мыслью по древу, расписать процесс обогащения, шихтования, электролиза, окисления-восстановления в технологии производства цветных металлов. Но не буду, и не просите. Во первых потому, что рассказ мой вовсе не об этом, а во вторых-ну кто ж тогда станет это все читать?

Но от общего описания этого сгустителя под четвертым номером (почему четвертым? Правильно, потому что было еще три. И еще потому, что я его строил, четвертый то) никуда не денешся.

Итак, сгуститель этот представляет собою железобетонный конический резервуар, с углом наклона поверхности к горизонту градусов 30, обращенный широкой частью вверх, диаметром 50 метров. Внутри этого конуса находится так называемая граблИна, ну навроде поварешки в кастрюле, которая медленно вращается, перемешивая содержимое. Сверху это сооружение накрыто куполообразной крышей, почти как над цирком на проспекте Вернадского.

Шел к концу 1985 год. Резервуар мы отлили, не без сложностей конечно, но отлили. На повестке дня стоял вопрос о монтаже металлоконструкций покрытия. Вернее не о самом монтаже, а о том, как это практически осуществить.

Башенного крана на этом сгустителе не было из-за его круглой формы, поэтому бетон заливали при помощи автомобильного. Но для того, чтобы смонтировать металлоконструкции-вылета стрелы и грузоподъемности автокрана не хватало.

Проектом была предусмотрена следующая процедура монтажа-чаша сгустителя засыпалась металлургическим шлаком, чтобы вовнутрь на уже горизонтальную поверхность можно было загнать автокран, который и смонтировал бы балки покрытия. Но эта схема имела один существенный минус-по окончанию монтажа этот шлак нужно было каким то образом выгрести обратно, и это было проблемой: бульдозер загнать нельзя-перекрытие может быть повреждено отвалом, да и не приспособлен бульдозер для таких целей. Убирать вручную-очень большой объем.

Как раз в то время был у нас новый главный инженер треста, некто Фатеев Николай Абрамович. Все бы ничего, но этот самый Фатеев еще год назад был самым заурядным инженером ПТО, а потом женился на дочери первого секретаря Норильского горкома партии. Ну, и, само собою, последствия не заставили себя долго ждать-стал главным инженером треста.

А так как он был то что называется "кабинетником", и ни дня не работал на линии, то представления о строительстве и монтаже у него были весьма далекими от реалий.
Человек он был очень самолюбивый, и наверняка знал об отношении к нему, как к выскочке и назначенцу по протекции. Вследствие этого он очень активно лез куда не просят, проводил многочасовые пустопорожние планерки и селекторные совещания. В общем, доказывал, что он и "сам с усам".

И тут этот треклятый сгуститель, номер четыре, будь он неладен.

На очередной планерке Фатеев выступил с рацухой: мол живем мы на Крайнем Севере мол, мол морозы мол, и от чего бы нам вместо металлургического шлака не заполнить сгуститель обыкновенной водой? Мол вода замерзнет, на ее можно загнать кран, все смонтировать. А потом, когда наступит весна-все само по себе и растает, сохранив государственные денюжки, людские ресурсы, и самое главное-подняв строительный авторитет Николая Абрамовича на недосягаемую доселе высоту.

Естественно, возражения, типа, что:

- в Норильске весна наступит только в начале июня, и что нужно будет потом этот лед так же врукопашную выдалбливать и выносить,

- и что лед этот может не выдержать сосредоточенную нагрузку от автокрана,

- и что вода, ввиду отсутствия на этом этапе строительства в чаше сгустителя гидроизоляции, неминуемо зальет нижний этаж, в котором уже установлено дорогостоящее оборудование,

-и что в чаше сгустителя полно технологических отверстий, заткнуть которые во избежание вытекания воды достаточно проблематично,

не допускались, и этот план действий был в приказном порядке принят.

Ну чтож, партия сказало "надо"-а мы ответили сами знаете чего. И запустили воду в сгуститель.

Вода наливалась с неделю. Как назло в Норильске приключился природный катаклизм - мороз ну никак не хотел опускаться ниже 15 градусов. И не мог проморозить эдакую массу воды.

Каждое утро но селекторной планерке Фатеев хорошо поставленным "руководящим" голосом вопрошал:

-Какова толщина льда?

-Десять сантиметров, отвечали ему

И так каждое утро.

Примерно еще через неделю, а именно 30 декабря, светлую голову Николая Абрамовича посетила очередная гениальная мысль.

-Лед будем ломать бульдозером - сказал он. Когда ломаный лед соединится с водою-то быстрее замерзнет на всю глубину...

С точки зрения физики-мысль, конечно, правильная. Только вот один вопрос-а как же этот лед практически ломать бульдозером?

А вот это я сейчас и расскажу-как.

Назавтра в мое распоряжение прибыл "Катерпиллар". Кто не знает-это такой огроменный бульдозер, американский. Весом мож в тонн 35, не меньше. Ломать значится лед.

Ну, заехал этот монстр на лед под моим чутким руководством, выразившемся в криках "давай-давай" и маханием руками, наподобие как это делают в военных американских фильмах на авианосцах при посадке самолета на палубу. А у края чаши сгустителя толщина воды маленькая, промерзло до дна. Не проламывается лед то. Ну, "Катерпиллар" продвинулся на полметра вперед.. нет, не ломается лед. Еще на полметра.. еще на полметра... еще...

И тут лед проломился, и "Катерпиллар", ухнув, под углом погрузился мордою в воду. Двигатель, хоть и импортный, тут же заглох. Не предназначен бульдозер для ныряний как ни крути.

Поминая недобрым словом сгуститель, Фатеева, наступающий новый год и рационализацию, я побрел в диспетчерскую просить какую нибудь технику для вызволения попавшего в засаду американского монстра.

Так как, напоминаю, на дворе уже стояло 31-е число, то в диспетчерской уже "наливали и мелко нарезали". Руководил наливкой и нарезкой старейший работник нашего СМУ Борис Григорьевич Сердюков, по прозвищу БГ. Известию о затоплении "Катерпиллара" БГ явно не обрадовался.

Оторвавшись от стола с закусью, БГ связался с диспетчером объединения, и попросил о помощи. По селектору было слышно, как тамошний диспетчер вопрошает, где ж ему взять тверезого механизатора 31-го декабря, и какой дурень загнал Катерпиллар в сгуститель?

Ну, долго сказка сказывается, но быстро дело делается. Часа через четыре на подмогу прибыл отечественный бульдозер ДТ-180, с поддатым механизатором в промасленной телогрейке.

ДТ-180, заложив залихватский вираж по льду вокруг затонувшего американского коллеги, с хрустом проломил лед, и, булькнув, заглох...

Сдаваться к БГ мы пошли уже втроем...

Выслушав трехэтажные матюки по селектору с упоминанием предков по материнской линии Катарпиллера, Чувашского тракторного завода, обеих механизаторов, конструктора сгустителя №4 и особенно товарища Фатеева с его рацпредложением, по личному указанию начальника нашего объединения тов. Караваева (скандалешник с затоплениями импортной и отечественной техники докатился до верхов) нам в подмогу был прислан огроменный американский фронтальный погрузчик "PAYLOADER", в простонародье-ЛОДЫРЬ. В ковш этого ЛОДЫРЯ мы как то заходили всей бригадой численностью 18 человек, и место еще оставалось.

И эта здоровенная махина, размерами превышавшая ДТ-180 и Катарпиллар вместе взятые, в два рывка вызволила утопшую механизацию. На мое робкое предложение попытаться подавить лед "ЛОДЫРЕМ", его машинист ответил такими высокохудожественными тирадами, от которых даже видавший виды БГ крякнул, и молча пошел в диспетчерскую. Тем более, что до Нового Года оставалось минут двадцать..

Эта история закончилась следующим образом: на очередной посленовогодней селекторной планерке Фатеев мрачным замогильным голосом отдал команду воду слить, и засыпать чашу сгустителя металлургическим шлаком, как и было задумано изначально. Металлоконструкции тоже смонтировали без особенных проблем.

По прошествии некоторого времени эта история обросла на комбинате вымышленными подробностями и домыслами, и несколько раз возвращалась ко мне в малоузнаваемом виде.

В скорости Фатеева перевели от нас куда то в Якутию. На повышение.






-
Subscribe

  • В одном детском саду

  • За рулем

    Да, были игрушки в наше время, я даже не знал, что было такое разнообразия, у меня был только первый вариант, а выпускал их Томский приборный завод.…

  • Одет по форме

    В мою бытность таким же, особым шиком пользовались солдатские ремни, наш класс можно было смело по ременному признаку разделить, примерно треть из 30…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • В одном детском саду

  • За рулем

    Да, были игрушки в наше время, я даже не знал, что было такое разнообразия, у меня был только первый вариант, а выпускал их Томский приборный завод.…

  • Одет по форме

    В мою бытность таким же, особым шиком пользовались солдатские ремни, наш класс можно было смело по ременному признаку разделить, примерно треть из 30…