alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in 76_82,
alexander pavlenko
alexander_pavl
76_82

Category:

Дубравка

«Дубравка» Радия Погодина, одного из лучших «советских» детских писателей, стоит особняком в детской литературе. Да и сам автор какой-то очень особенный. Личность яркая – фронтовой разведчик, осуждённый в конце сороковых по антисоветской статье... Сам он утверждал, что за критику известного постановления Жданова, мол, публично назвал Жданова «ничтожеством», а Зощенко и Ахматову – «великими русскими писателями», но в это не очень верится. Потому что Зощенко и Ахматова стали «великими русскими писателями» как раз благодаря постановлению Жданова, а до того Зощенко был пристяжным зубоскалом, вроде нынешнего Петросяна, Ахматова же известна была главным образом одами товарищу Сталину. Но не важно, за что сел на три года Радий Погодин. Главное, что не был он восторженным совком. Не нравилась ему социалистическая действительность, и это отношение – хотел он или нет – просачивалось и в его творчество. Нет, не диссидентство и не антисоветчина. Просто Погодин, будучи умным и порядочным человеком, отстранялся от идеологичности, держал её на дистанции. Только в сюрреалистическом «Шаге с крыши» не удержался и больно пнул романтику «комиссаров в пыльных шлемах» да в самом конце пыльных семидесятых выступил с «Трень-брень», блестящим памфлетом против расцветшего совкового антисемитизма.
Но повесть «Дубравка»... Она стояла поперёк советской литературы не из-за идеологии, а эстетически. Первый и последний раз советский писатель сочувственно, тонко и проникновенно показал становление... лесбиянки. Умная, талантливая, эмоциональная девочка-подросток с сербским именем Дубравка влюбляется во взрослую женщину. Ад первой любви ужасен, особенно ужасно то, что такая любовь не будет ни понята ни принята. Но Дубравка сильная девочка. Она учится справляться с чувствами, учится быть взрослой.
Слом от детства к юности показывали многие писатели. И очень часто писатели, сочувствуя своим героям, пытались облегчить переход через границу детства. Это трогательная слабость, из-за которой в текстах возникал оттенок утешительной лжи. Такой лжи у Радия Погодина нет. Прощание с беспечностью детства жестоко и окончательно. Дубравка отталкивает всех, кто ей был близок, и ясно, без страха и иллюзий, смотрит в лицо своему будущему.
А вокруг струятся потоки летней жары, розы в аллеях одуряюще пахнут, сияет расплавленным свинцом горячее море, белый галечный пляж лежит у ног прекрасной девочки, и долгая, долгая жизнь накатывает на её босые ступни, как прозрачная горькая волна.



Повесть была экранизирована фанатом Радия Погодина Радомиром Василевским. В главной роли снялась замечательная Лина Бракните и Радий Погодин переписал сценарий под неё, развив и усложнив историю. Теперь Дубравка уже не так однозначно лесбиянка, как в повести. Теперь вокруг неё кружит хоровод любовей. Как в повести, в неё влюблены все без исключения, но теперь девочка находится в ситуации выбора. Кто? Дубравка раздираема первой любовью к старшекласснику, ненавистью/страстью ко взрослому мужчине, к которому она еще и ревнует женщину, объект лесбийского влечения... А ее саму любит/ненавидит ровесник... Дубравка открыта всем возможностям, она стоит на перекрёстке чувств, и это поразительно сильно – не напоказ – сыграно Линой Бракните. Если Дубравка из повести последовательно отбрасывала все варианты, чтобы остаться перед лицом чувства к женщине, то Дубравка Лины Бракните впитывает в себя всё.
Этот фильм стал достойной завершающей нотой в сонате о девочке, сидящей берегу летнего моря. Сейчас таких фильмов не делают, да и актрис таких нет (Лина Бракните ушла из кино, отказавшись учиться в ВГИКе), да и писатели не пишут таких светлых, прекрасных и умных повестей.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments