Но повесть «Дубравка»... Она стояла поперёк советской литературы не из-за идеологии, а эстетически. Первый и последний раз советский писатель сочувственно, тонко и проникновенно показал становление... лесбиянки. Умная, талантливая, эмоциональная девочка-подросток с сербским именем Дубравка влюбляется во взрослую женщину. Ад первой любви ужасен, особенно ужасно то, что такая любовь не будет ни понята ни принята. Но Дубравка сильная девочка. Она учится справляться с чувствами, учится быть взрослой.
Слом от детства к юности показывали многие писатели. И очень часто писатели, сочувствуя своим героям, пытались облегчить переход через границу детства. Это трогательная слабость, из-за которой в текстах возникал оттенок утешительной лжи. Такой лжи у Радия Погодина нет. Прощание с беспечностью детства жестоко и окончательно. Дубравка отталкивает всех, кто ей был близок, и ясно, без страха и иллюзий, смотрит в лицо своему будущему.
А вокруг струятся потоки летней жары, розы в аллеях одуряюще пахнут, сияет расплавленным свинцом горячее море, белый галечный пляж лежит у ног прекрасной девочки, и долгая, долгая жизнь накатывает на её босые ступни, как прозрачная горькая волна.
Повесть была экранизирована фанатом Радия Погодина Радомиром Василевским. В главной роли снялась замечательная Лина Бракните и Радий Погодин переписал сценарий под неё, развив и усложнив историю. Теперь Дубравка уже не так однозначно лесбиянка, как в повести. Теперь вокруг неё кружит хоровод любовей. Как в повести, в неё влюблены все без исключения, но теперь девочка находится в ситуации выбора. Кто? Дубравка раздираема первой любовью к старшекласснику, ненавистью/страстью ко взрослому мужчине, к которому она еще и ревнует женщину, объект лесбийского влечения... А ее саму любит/ненавидит ровесник... Дубравка открыта всем возможностям, она стоит на перекрёстке чувств, и это поразительно сильно – не напоказ – сыграно Линой Бракните. Если Дубравка из повести последовательно отбрасывала все варианты, чтобы остаться перед лицом чувства к женщине, то Дубравка Лины Бракните впитывает в себя всё.
Этот фильм стал достойной завершающей нотой в сонате о девочке, сидящей берегу летнего моря. Сейчас таких фильмов не делают, да и актрис таких нет (Лина Бракните ушла из кино, отказавшись учиться в ВГИКе), да и писатели не пишут таких светлых, прекрасных и умных повестей.