Alexander Sedov (alek_morse) wrote in 76_82,
Alexander Sedov
alek_morse
76_82

Category:

А были ли Союзмультфильм? -- субъективный опрос

Друзья-сообщники, хочу поинтересоваться вашим мнением по поводу советской мультипликации и сравнению её с современной российской (или, пожалуй, наоборот). Тема, разумеется, избитая. Не раз говорили об этом. Но в данном случае всё по-серьёзному - я составил анкету-опросник и прошу всех неравнодушных ответить... Дело в том, что российские аниматоры никак не разберутся с тем, чем же был в действительности Союзмультфильм - "кустарной мануфактурой" или "фабрикой мечты". И поэтому никак не договорятся, как развивать современную российскую анимацию (тут серьёзный кризис). Вот я и решил, что, может, мы - зрители, выросшие на советской мультипликации, - подскажем какие-нибудь ответы? ;)   

Анкета большая (но можно отвечать не на все вопросы), поэтому я не стал её публиковать здесь в сообществе - прошу заглянуть в мой журнал, сюда - http://alek-morse.livejournal.com/36510.html

Для полноты картины я написал текст под несколько провокационным названием "А был ли Союзмультфильм?"  Вот начало текста:

Soyuzmultfilm studio presents... 

А был ли Союзмультфильм?

или Что нам – зрителям – делать с отечественной мультипликацией?

Александр Седов (с), октябрь 2010 г. 


Когда на очередном ток-шоу заходит речь о «Союзмультфильме», разговор довольно скоро приобретает характер полулегендарного сказания про затонувшие Атлантиду и Град Китеж. Одни клеймят студию за ручной труд и малые объёмы продукции и говорят, что студия сгинула в водовороте истории вполне справедливо, не выдержав конкуренции в условиях рынка. «Союзмультфильму» припоминают допотопный репертуар, утверждая, что большая часть мультфильмов была «неинтересна» и «ни о чём» - поэтому все только и помнят единичные удачи вроде «Ёжика в тумане», да «Простоквашина» с «Вини-Пухом». Другие, наоборот, называют главную советскую студию мультфильмов не иначе, как «фабрикой мечты», где рождались и реализовывались великие замыслы, художники-мультипликаторы не ведали, что такое продюсерский диктат и коммерциализация, были свободны в своём вдохновении и – на радость миллионам зрителей – творили своих Ушастиков и Чебурашек.

 

Однако, и те и другие обычно единодушны в том, что старого «Союзмультфильма» нет, а новому не бывать… Тут я ставлю жирный знак вопроса.

 

 

 

Сейчас вряд ли приживётся идея «вернуть всё как было» - то есть возродить студию-монополиста, которая бы жила на полном государственном пансионе, а границы отечества были бы  закрыты (не наглухо, но довольно плотно) для иностранных мульт-героев: Россия теперь включена в глобальный рынок, и сформировавшееся за пару десятилетий общество потребления, с какой бы теплотой оно не вспоминало бы Крокодила Гену, не согласится расстаться с игрушками мирового рынка – покемонами, анимэ и шреками и т.п., и не откажется от удовольствия видеть премьеры студии «Пиксар» одновременно со всем человечеством.

 

С другой стороны, важно понимать, чем же в действительности был «Союзмультфильм» - средоточием технологий и кадров, и в этом смысле он был больше самого себя – он подпитывал другие студии Советского Союза опытными профессионалами и технологиями, а те в свою очередь давали ему «свежую кровь» в виде молодых специалистов. Теперь на его месте зияет чёрная дыра, в которую ухнули не только гарантированные госзаказ и госфинансирование, не только репертуарная политика, - о чём «староверы»-мультипликаторы сожалеют, а «новаторы»-продюсеры нет, - но и возможность мультипликаторам ежедневно вариться в большом «творческом котле» среди единомышленников и оппонентов. Ухнула и система подготовки кадров, которая обеспечивала регулярную смену поколений художников-мультипликаторов и постоянный приток профессионалов среднего звена: фазовщиков, прорисовщиков, заливщиков, звукорежиссёров и т.д.

 

Наконец, по-моему, очевидно, что по-настоящему конкурировать со всемирно-известными студиями может только Большая Студия с долгосрочной стратегией и серьёзными ресурсами.

 

 В том, что разговоры о проблемах современной российской анимации всякий раз напоминают фантомной болью об утраченном «Союзмультфильме» говорит о том, что прошлое не отпускает, так как нет понимания будущего.

 

Почему же в этих ток-шоу никак не найдётся главное – ради чего эти разговоры и затеваются, ответ на вопрос, какой же быть нашей анимационной индустрии? Громче всех слышны в этих дебатах журналисты, нередко лишённые определённой позиции. Их цель ясна – побыть в центре внимания, поймать свою минуту славы. Они поднимают ажиотаж, но они же вносят в обсуждение сумятицу. Определённее всех – лоббисты-продюсеры, у них свой чёткий и ясный денежный интерес. И именно поэтому они одержат победу (в чём я не сомневаюсь). А вот с кем, на каких условиях, за чей счёт, в какой форме (будет ли создана под их покровительством новая Большая Студия, например) – эти вопросы могли бы решить сами мультипликаторы (по крайней мере, подтолкнуть правительство и продюсеров к желаемому варианту), будь они определённее в своих заявлениях и сплочённее в своих решениях. (...)



продолжение и анкета здесь -- http://alek-morse.livejournal.com/36510.html
В следующий раз обещаю выложить в 76_82 пост несколько повеселее: о том, что американские зрители думают о советских "пропагандистких" мультфильмах.

 


Tags: кино
Subscribe

  • «На что жалуетесь?»

    Возвращаясь к теме советского периодического издания, как своеобразного контрольно-надзорного органа, куда можно было обращаться с жалобами.…

  • Восемь смелых будённовцев

    Игорь Всеволожский. Для младшего возраста. Издательство "Детская литература" 1983 год, тираж 2 000 000 экземпляров, цена 10 копеек. Художник А. Лурье…

  • Здравствуй школа!

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments