Alexander Sedov (alek_morse) wrote in 76_82,
Alexander Sedov
alek_morse
76_82

Category:

Газета "Нью-Йорк таймс" о советском кинематографе в 1982 году

Время от времени я вылавливаю в и-нете рецензии западных зрителей на советские фильмы. Если они того достойны, перевожу  и выкладываю их в живом журнале, нередко здесь - в сообществе "76-82". На этот раз вылавлена обзорная статья о советском кино, опубликованная в газете "Нью-Йорк таймс" за 24 октября 1982 года.
В ней американский журналист не без сарказма цитирует слова Леонида Ильича Брежнева о значении кинематографа в формировании советского человека. Несмотря на едкие пассажи, автор, как мне кажется, нарисовал более-менее объективную картину кинематографа позднебрежневского периода.

Сегодня как раз исполняется 28 лет как мир, включая всё прогрессивное человечество, встретил первый день после-брежневской эры. Отечественное кино, каким оно сложилось к началу 1980-х гг., вскоре серьёзно изменится вместе с эпохой. Само собой, в октябре/ноябре 1982 года ни о чём таком я не подозревал и о судьбах страны и кино не размышлял, а вместо "Нью-Йорк таймс" читал "Пионерскую правду" :)

Предлагаю начало статьи - продолжение в моём журнале http://alek-morse.livejournal.com/36990.html

 

Некоторые советские фильмы опровергают политические стереотипы

Автор: Серж Шмеманн (SERGE SCHMEMANN)

Опубликовано в газете «Нью-Йорк Таймс» 24 октября 1982 г.
Оригинальный английский текст --
ссылка на газету

Перевод: АС, ноябрь 2010

 

МОСКВА. Советские фильмы постоянно удивляют западных зрителей. Двадцать лет назад «Летят журавли», «Баллада о солдате» и «Иваново детство» впервые пошатнули устойчивое мнение о советском кино как о массовой пропаганде. С тех пор Советский Союз поставил на поток создание фильмов, которые кажутся совсем не тем, что имел в виду Леонид Ильич Брежнев, когда требовал от кинематографа быть «верным помощником партии, важным фактором в формировании мировоззрения советского человека…»

 

 

Трудно поверить, будто полный сюрреализма «Сталкер» Андрея Тарковского, нежный «Обломов» Никиты Михалкова или «Осенний марафон» Георгия Данелии, - совершенно аполитичная история о человеке средних лет, мечущимся между любовницей и женой, - укрепляют дело марксизма. На самом деле попытка советского государства удержать кино в банальных рамках соцреализма и пропаганды оборачивается для молодых и серьёзных режиссёров неожиданной помощью сверху, при условии, если тоскливая атмосфера делает эти фильмы ярче.

 

 
И единственный в этом ряду контраст не может не приковать к себе внимание на Западе, так, например, случилось в прошлом году, когда премия «Оскар» совершенно неожиданно была присуждена фильму «Москва слезам не верит». Хотя эта остроумная и на удивление простая история из советской жизни собрала по всей России полные залы кинотеатров, кое-кто из западных критиков и советских киноведов ворчал по поводу того, что фильм не имел такого же приёма, как, скажем, в Италии.

 

Из этого, конечно, не следует, будто внимание, уделяемое советским фильмам, о котором сказано в пространном напутствии господина Брежнева, незаслуженно или слишком преувеличено. К примеру, Никита Михалков снимает фильмы один прекраснее другого: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Обломов» и, наконец, «Родня».




То же самое можно сказать в отношении Тарковского («Андрей Рублёв», «Солярис», Зеркало»), Андрея Михалкова-Кончаловского («Сибириада»), Глеба Панфилова («Валентина»), Сергея Бондарчука («Война и мир», «Степь»), а так же в отношении грузинских режиссеров, таких, как Отар Иоселиани и Лана Гогоберидзе («Несколько интервью по личным вопросам»), и других замечательных режиссёров, которых можно было бы смело включить в эту компанию.

 

«Валентина», «Степь» и «Несколько вопросов» представлены среди шестнадцати кинолент на фестивале современного советского кино, открывающегося в эту пятницу в Нью-Йорке в кинозале Карнеги-холл. Вместе с ними будут показаны такие достойные внимания фильмы как мюзикл «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Портрет жены художника» Александра Панкратова (в котором блистает многогранный Никита Михалков) и комедийная мелодрама (madcap) «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского.

(...) 

 

На подобных фестивалях легко убедиться: Госкино ещё в силах очаровать своими фильмами, если перестаёт делать кино про влюблённых в трактор молодцов. Это могущественное государственное агентство следит за всей советской киноиндустрией, то же можно сказать и об Совэкспортфильме, который без устали торгует фильмами за границей. И иногда, картины, натыкающиеся внутри России на проблемы с кинопрокатом, неожиданно возникают на международных фестивалях и в зарубежных кинотеатрах.

(...)

 

Некоторые режиссёры терпят более жестокие лишения. Армянский режиссёр Сергей Параджанов, отметившийся в 1960-е годы такими работами, как «Тени забытых предков» и «Цвет граната», был осуждён властями за сочувствие к диссидентам и в 1974 году отправлен в трудовой лагерь. Спустя два года его выпустили и сейчас, согласно некоторым данным, он живёт в Тбилиси, однако от съёмок фильмов он отстранён.

 

Из Советского Союза регулярно приходят замечательные фильмы, в частности это можно объяснить разветвлённой системой советского кинопроизводства. Девять студий, разбросанных по всему Советскому Союзу, производят до 160 фильмов ежегодно – и это не считая документальные, мультфильмы или произведённые по заказу телевидения. Один только Мосфильм, гигантская студия в Москве на Ленинских горах, выпускает до 40 фильмов каждый год и участвует ещё примерно в 80 на различных стадиях производства ежедневно.(...)

продолжение - здесь  http://alek-morse.livejournal.com/36990.html



Кстати, кому любопытно прочесть тоже обзорную, хотя и не такую детальную (и, по правде сказать, несколько академичную по стилю) статью о мультипликации в СССР (в моём переводе с англ.). опубликованную в итальянском журнале "ANIMAFILM" в 1979 году, прошу сюда - http://alek-morse.livejournal.com/36721.html
Вот фрагменты оттуда:  


 

Анимация в СССР

Автор: Н. Венжер (N. Venzher)

Опубликовано в журнале «ANIMAFILM» № 1, 1979 г. – Италия, Турин (журнал Международной Ассоциации анимационного кино – ASIFA)
английский текст статьи

...Комитет по мультипликации, собравшись на пленарном заседании в Кишинёве, обсуждал вопрос признания советской мультипликации в качестве международного искусства. Выдающиеся советские художники, которые в своё время заложили основы отечественной анимационной индустрии, аниматоры с международной репутацией, а так же молодые художники, недавно приобщённые к этому роду искусства, обсуждали дальнейшие пути развития мультипликации.

 

 

(...)

 

Две трети создаваемых в СССР мультфильмов предназначены детям. Но и взрослым нравится смотреть мультфильмы, так как благодаря своей художественной форме мультфильмы – идеальные посредники между взрослыми и детьми. Это объясняется разнообразием поднимаемых тем, богатством стилей, жанров и идей. На сегодняшний день анимационная индустрия развивается в каждой советской республике.

 

 

(...) 

 

Короткометражные мультфильмы, как и некоторые другие, не вполне вписываются в установленные рамки кинопроката, из-за чего сталкиваются с некоторыми проблемами. Однако за последние десять лет советская киноиндустрия и прокатчики научились тесно сотрудничать с общественными организациями, пропагандируя мультфильмы, как среди детей, так и среди взрослых.

 

Советские анимационные студии ежегодно производят около 80 короткометражных мультфильмов для детей всех возрастов, не считая те, которые создаются по заказу различных организаций, в том числе воспитательные и рекламные мультфильмы. Каждый год советская кинопрокатная сеть предлагает зрителям около 60 новых анимационных лент, созданных в СССР, и около 20 – из социалистических стран. Помимо этого кинотеатры располагают примерно пятью сотнями архивных мультфильмов. Всего в их распоряжении свыше шестисот мультфильмов, и это число постоянно растёт. Каждый мультфильм печатается в количестве от 600 до 1000 копий, некоторые из них переводятся на 16-и миллиметровую плёнку для демонстрации в школах и в передвижных киноустановках.

 

Существуют разные формы кинопроката мультфильмов, наиболее популярный из них – прикреплённая программа к обычному киносеансу (feature-length package programmes). Бывает, что такие программы превышают стандартную длину, если перед художественным фильмом демонстрируется сразу несколько (а не один) короткометражных мультфильмов. В целом, программные пакеты делится на те, что адресованы детям и на те, что адресованы взрослым. Программы для детей показываются в основном в специализированных детских кинотеатрах (на сегодняшний день их 300) и во время утренних сеансов в обычных кинотеатрах по воскресеньям и в каникулы.

 

(...)


 


Tags: кино
Subscribe

  • В одном детском саду

  • За рулем

    Да, были игрушки в наше время, я даже не знал, что было такое разнообразия, у меня был только первый вариант, а выпускал их Томский приборный завод.…

  • Одет по форме

    В мою бытность таким же, особым шиком пользовались солдатские ремни, наш класс можно было смело по ременному признаку разделить, примерно треть из 30…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • В одном детском саду

  • За рулем

    Да, были игрушки в наше время, я даже не знал, что было такое разнообразия, у меня был только первый вариант, а выпускал их Томский приборный завод.…

  • Одет по форме

    В мою бытность таким же, особым шиком пользовались солдатские ремни, наш класс можно было смело по ременному признаку разделить, примерно треть из 30…