alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in 76_82,
alexander pavlenko
alexander_pavl
76_82

Category:

Культ

В детстве и подростковом возрасте это был мой любимый фильм. Ну, скажем, один из любимых.
Это фильм-бомба, фильм, который не мог быть сделан в СССР, и всё таки был сделан. Как Стефанович решился на подобное? Неужели его защитила красная магия имени Сергея Михалкова, по пьесе которого писался сценарий? Михалкову, кстати, в кино везло. По его вещам делались фильмы, на голову превосходящие литературную основу. Психоделический уют «Новых приключений Кота-в-сапогах», пессимистическая реплика по поводу «Космической одиссеи 2001» под названием «Большое космическое путешествие» (впрочем, эротические эпизоды были отцензурены) и, наконец, «Дорогой мальчик»!



Истерически весёлый фильм семидесятых годов, сконцентрировавший визуальные мотивы западной поп-культуры. Комиксы, поп-арт, автоматическое оружие, холодные пустынные пляжи, боулинг, парики, мотоциклы, блондинки в шортах и ни малейшего признака эстетического провинициализма. И поверху всё смазано роскошно циничными рок-зонгами то ли в духе обожаемоего западными леваками Брехта, то ли попросту украденными из «О, счастливчик» Линдсея Андерсона. Из пустынного пляжа, безликого коридора и двадцати минут туристической киносъёмки из окна ночного такси авторы сообрудили полноценные «западные» декорации. Такое кино могли бы снять независимые режиссёры на студии Роджера Кормана. А главное – единственная большая роль самой сексуальной актрисы советского кино Ирины Азер. Она сверкает губной помадой в коварной, как на картине Роя Лихтенштейна, улыбке, она соблазнительно изгибается, мечтает о миллионах и носится на гоночном мотоцикле, вздымая тучи песка. Стефанович отыгрывает все возможные фетишистские мотивы. Не забыты ни высокие сапожки, ни утреннее появление в мужской рубашке, ни падение в грязь. Как, как всё это оказалось возможно в стерильном, последовательно бесполом советском кино? Тем более – в детском... Впрочем, именно в детском кино был фильм Ролана Быкова «Внимание, черепаха», и именно там впервые шагнула на экран Ирина Азер, тогда ещё десятиклассница.




«Дорогой мальчик» мог бы стать советским The Rocky Horror Picture Show, но не стал. Потому что для советской культуры важнее была табличка на клетке, чем зверь, в клетке сидящей. Визуальная культура, на которой основана западная цивилизация, увы, в России так и не прижилась. И потому, когда на эйфорический галлюцинаторный трип повесили унылую этикетку «Фильм для детей и подростков, противопоставляющий нравственность советского пионера западным нравам и прославляющий дружбу народов», народ поверил этикетке. А не своим собственным глазам. Даже рок-зонги не помогли.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments