alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in 76_82,
alexander pavlenko
alexander_pavl
76_82

Category:

Элитарное кино в позднем СССР

Всё же постараюсь говорить не столько о себе (как это ни увлекательно), сколько о Гринуэе, вернее, о том, как он пришёл в Советский Союз. Я тут интересен просто как один из первых советских людей, узнавших о существовании Гринуэя.
Первое, что было – «Отсчёт утопленников» на МКФ в 1989 году. Фильм не пользовался популярностью, хотя несколько снобов пытались разогреть общественное внимания, крича «Постмодернизм! Постмодернизм!». Публика, даже продвинутая, ещё не догадывалась, что постмодернизм – это то, чем надо восхищаться априори. Народ твёрдо знал, что лучшее кино на свете - это Андрей Тарковский и всё, что не было похоже на Тарковского или хотя бы на Феллини, во внимание не принималось.
Я, помнится, написал ядовитую рецензию, в которой доказывал, что фильм хоть и красивый, а бессмысленный, и что жалко усилий режиссёра, направленных на увешивание никчёмной конструкции изящными завитушками. Большинство со мной согласилось, хотя я был неправ.



В груде драгоценностей, которыми нас осыпал тот Фестиваль, «Отсчёт утопленников» потерялся. К тому же, для него не было контекста в поле зрения советского кинозрителя.
Второе явление Гринуэя советским людям состоялось через полгода, на «Неделе молодого английского кино» в Москве, а мне как раз доверили перевести каталог, потому как я в то время работал в Федерации Киноклубов. Аннотацию к «Контракту рисовальщика» я прочитал с огромным удивлением и решил, что как-то неправильно понимаю английский язык. Позже выяснилось, что понял я всё правильно, просто составители каталога в момент написания аннотации пребывали в ментальном ступоре. В общем, описание фильма было настолько бредовым, что я, бросив все дела, помчался его смотреть.



После показа «Контракта рисовальщика» мы, киноклубники, довольно долго спорили, кто же убийца. Большинство решило, что убийца – рисовальщик. Мол, он попытался своими рисунками бросить тень на уважаемых в обществе аристократов, и это как бы намекает. Я пытался убедить диспутирующих, что убийство совершили жена и дочь владельца поместья, но не преуспел, потому что сложная мотивация действий героев мне самому была не совсем ясна. Очень хотелось пересмотреть фильм и уточнить детали, но новой оказии пришлось ждать довольно долго.



А ещё через год, в Москве, в легендарном «Иллюзионе», прошла ретроспектива «Запрещённое кино Европы», то есть показывались те европейские фильмы, которые были категорически запрещены к показу даже киноведам, даже в рамках работы в киноархиве. И вот тогда, с «Повара, вора, его жены и её любовника», Гринуэй стал по настоящему широко известен среди любителей высокохудожественного кинематографа в уже разваливающемся на части СССР. Хотя, конечно, он был далеко не так любим, как Фредерико Феллини.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • «На что жалуетесь?»

    Возвращаясь к теме советского периодического издания, как своеобразного контрольно-надзорного органа, куда можно было обращаться с жалобами.…

  • Восемь смелых будённовцев

    Игорь Всеволожский. Для младшего возраста. Издательство "Детская литература" 1983 год, тираж 2 000 000 экземпляров, цена 10 копеек. Художник А. Лурье…

  • Здравствуй школа!

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Community

  • «На что жалуетесь?»

    Возвращаясь к теме советского периодического издания, как своеобразного контрольно-надзорного органа, куда можно было обращаться с жалобами.…

  • Восемь смелых будённовцев

    Игорь Всеволожский. Для младшего возраста. Издательство "Детская литература" 1983 год, тираж 2 000 000 экземпляров, цена 10 копеек. Художник А. Лурье…

  • Здравствуй школа!