alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in 76_82,
alexander pavlenko
alexander_pavl
76_82

Categories:

"Пионерская готика": обзор

Советская культура для детей – очень интересное явление. Сейчас только начинают всерьёз изучать литературу и кинематограф, предназначенные для советских детей, и каждый шаг открывает пытливым исследователям настоящие сокровища. Впрочем, это ослепляющие, почти невыносимые сокровища.
Например, в журнале «Неприкосновенный запас» пару лет назад была опубликована статья об изображении первой любви в советской литературе для подростков. Хорошая статья, толковая и информативная, однако автор изнемогла на том месте с которого ей следовало начинать – финальной точкой статьи стала известная повесть 30-х годов «Дикая собака динго», а тексты 60-70-80-х остались за кадром.
Так и я, решив высказаться по поводу так называемой «пионерской готики», оказался на берегу океана информации. Об этом практически никто не писал, опираться на работы предшественников невозможно, любая попытка исчерпать тему заведомо обречена на неудачу. Поэтому заранее смиряюсь с неполнотой и неточностью своей заметки.



Сам термин «пионерская готика» появился в некоем фельетоне, посвящённом трилогии Владислава Крапивина «Голубятня на жёлтой поляне», в которой были «зазеркальные» миры, призраки, ожившие манекены и постепенно нарастающий гнёт страха перед неведомой опасностью. Разумеется, «пионерская готика» это не готика и даже не неоготика, однако точек пересечения с «романом ужасов и тайн» довольно много. Двойники, магические врата, ведущие "на ту сторону", призраки и полтергейст, колдовские артефакты - всё это в изобилии представлено в "пионерской готике".
Сюжетная схема, переходящая из книги в книгу, довольно сложна, однако не нова для мировой литературы. В текстах «пионерской готики» герой из привычного окружения «проваливается» в альтернативную вселенную, где переживает различные дидактические и аллегорические приключения, а в финале возвращается в исходную точку, поумневшим и (иногда) повзрослевшим. Источники подобного сюжета можно опознать, даже не заглядывая в Проппа и Виктора Шкловского. "Городок в табакерке" Одоевского сразу же приходит на память.
Первым и лучшим образцом субжанра «пионерской готики» остаётся повесть Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика», но это пример нетипичный, потому что «перевёрнутый мир», в котором очутился юный пионер, внешне ничем не отличался от солнечной вселенной советских людей и являлся своего рода невидимым лабиринтом внутри обыденного мира столичных проспектов, московских двориков и «парков культуры и отдыха». После Гайдара никто не решался наводить тень на счастливую обыденность, так что все таинственные «дальние страны» были резко отграничены от советской жизни.
С эпохи Хрущова и приблизительно до 1968 года «альтернативные миры», открывавшиеся изумлённому взгляду рядового советского школьника, были забавны, как Страна Чудес Льюиса Кэррола, и дидактичны, как Поход за Синей Птицей Метерлинка. Можно припомнить «Королеву Зубную Щётку» Софьи Могилевской, «В Стране Невыученных Уроков» Л.Гераскиной и мультфильм «Вовка в Тридевятом Царстве», сценарий для котрого, между прочим, писал мастер черного юмора Вадим Коростылёв, который и «Королеву Зубную Щётку» для экрана адаптировал. Каждый может сам продолжить этот ряд, подобного рода повестей-сказок в советской литературе мнодество, все они милы и очень неплохо написаны. Чуть в стороне от общего потока расположились работы Виталия Губарева. «Королевство Кривых Зеркал», «Трое на острове», «В Тридевятом царстве» (не путать с «Вовкой в тридевятом»!) мрачно-занимательны и балансируют на грани гиньоля: весёлое сновидение грозит в любую минуту обернуться кошмаром в стиле романов и повестей Лазаря Лагина.
Однако Губарев не переходит грань макабра. Не переходит эту грань и Игорь Ефимов в повести «Плюс, Минус и Тимоша», где мир, живущий по правилам и задачам учебника арифметики, такой забавный в Стране Невыученных Уроков, представлен тоталитарной дистопией, из которой можно спастись только чудом. Но автор дарит это чудо своему герою и мальчик всё же возвращается в исходную точку.



Можно сказать, что в повестях-сказках «пионерской готики» с конца 60-х годов подспудно нарастает мрачность, прикрытая полушутливой интонацией, характерной для советской детской литературы в целом. Одновременно жутковатые «сказочные миры» просачиваются в повседневность, как у Ю.Томина в «Шёл по городу волшебник» и в повести, чьё название и автора я не помню, а сюжет заключался в том, что обычный советский мальчик находит на чердаке африканского идола и случайно каплей своей крови будит всемогущее архаическое божество, стоящее по ту сторону добра и зла. Эта повесть явно полемически противопоставлена «Старику Хоттабычу» Лагина, в котором, впрочем, тоже имелось некотрое количество причудливо-жестоких эпизодов.
Но решительный разрыв с традицией весёлой авантюры в «сказочном» мире совершает, конечно же, Владислав Крапивин. В «Детях Синего Фламинго» параллельная вселенная, заманивающая жадных до приключений детей, выворачивается откровенным ужасом. Дидактические фигуры, к которым привыкли юные читатели, оказываются масками, а сказочная лёгкость прикрывает пытку и смерть. Впрочем, идти до конца Крапивин не решился и его пионер-герой всё-таки свершает все полагающиеся по сюжетному стандарту подвиги.



Финальной точкой эволюции жанра, пожалуй, можно назвать сказку братьев Стругацких «О дружбе и недружбе», где «зазеркалье» начисто лишено романтического флёра, уныло, утомительно-жестоко и напоминает бесконечные полутёмные коридоры советских бюрократических контор, а подвиг оказывается бессмысленным топтанием на месте.
Subscribe

  • «На что жалуетесь?»

    Возвращаясь к теме советского периодического издания, как своеобразного контрольно-надзорного органа, куда можно было обращаться с жалобами.…

  • Восемь смелых будённовцев

    Игорь Всеволожский. Для младшего возраста. Издательство "Детская литература" 1983 год, тираж 2 000 000 экземпляров, цена 10 копеек. Художник А. Лурье…

  • Здравствуй школа!

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • «На что жалуетесь?»

    Возвращаясь к теме советского периодического издания, как своеобразного контрольно-надзорного органа, куда можно было обращаться с жалобами.…

  • Восемь смелых будённовцев

    Игорь Всеволожский. Для младшего возраста. Издательство "Детская литература" 1983 год, тираж 2 000 000 экземпляров, цена 10 копеек. Художник А. Лурье…

  • Здравствуй школа!