migdot (migdot) wrote in 76_82,
migdot
migdot
76_82

Category:

"Одиночное Плавание" - уникум советского кино.

Ежели тут активно обсуждают кино то и я внесу свой вклад.

Не так давно пересматривал Одиночное плавание, все ж таки единственный в своем роде советский фильм описывающий как мы бьемся не с абстрактными силами зла и некими буржуазными разведками, а именно с американцами, а какие типажи Майоры Хессолт и Шатохин. И гибель главных персонажей так отлична от друг друга. Погибая от очереди в спину с расстрелянного ракетного катера Шатохину в предсмертном видении является только чорное солнце (видимо солнце славян о котором К. Кинчев пел). Ему его жизнь вспоминать незачем она была кристалльна, а вот майор Хессолт погибая в поврежденной глубинными бомбами подлодке вспоминает все: казни во Вьетнаме, мулаток, гробы под звездно-полосатыми полотнищами.

В отличие от голливудской фактуры, главные герой и антигерой даже не знают о существовании друг друга, но все же майор Шатохин погиб более "личной" смертью, сквозь оптику его курящего застрелил еще один незабываемый персонаж фильма Сержант 1-го класса Эдди Гриффит исполнив солдатский долг до конца. Вообще фабула захвата мятежниками Хессолта острова - ядерной базы крайне нелепа и анархична, вся его жизнь это бегство от военной прокуратуры (или что там у них в условной Америке) и от себя, а также невозможность вырваться из цепких лап бывшего командира Краудера с которым они вместе носфератили во Вьетнаме.

И вот последнее задание, удар ракеты по круизному лайнеру с тем чтобы списать это на русских и в свою очередь не допустить сокращения военных расходов. После провала первого запуска ракеты Хэссолт решает запустить вторую ракету с атомной боеголовкой по русской экадре у которой учения в этом районе. А мотив его прост - в кутерьме которая поднимется после этого он думает скрыться от всевидящего ока Краудера. На лицо джокеризация героя, ультравоенный, человек приказа, становится стихийным анархистом используя для бегства начало ядерный войны. Под дьявольскую харизму Хэссолта, а может просто повинуясь приказам командира базы подпадает почти весь персонал. Перебив охрану ядерного погреба, он начинает готовить свой план. Советский зритель еще не видел Бэтмана, но свой собственный Джокер или представление о нем у него уже появилось.

Вообще наличие в советской идеологической машине установки на мир блокировало появление таких вот нужных и необходимых мальчишкам фильмов, не за горами была эра видеосалонов с качественными американскими боевиками и невозбранным убийством русских солдат джонами рэмбо всех оттенков. Если бы в год с середины 70-х появлялось бы хотя бы по 2-3 фильма про потенциального врага страна могла бы быть другой. У нас были режиссеры способные (пусть даже на уровне фильмов Б) снимать противостояние СОЮЗ-ШТАТЫ, но все уходило в свисток в фильмы- симулякры. Например "В зоне особого внимания" или "Оветный удар" - фильмы-учения про то, что противник он - наши же парни пусть и в образе актера Кузнецова и вообще все не по правде, холостыми. Допускалось покарать уголовников но не больше. Размытый образ врага в итоге крепко бил по самому СОЮЗУ. Так что одиночное плавание - это уникальный и единственный пример наиболее полезного в смысле пропаганды фильма. Наш маленький Красный рассвет, который сделал для обороноспособности страны больше нежели чем год НВП в средней школе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments