oldschoolman (oldschoolman) wrote in 76_82,
oldschoolman
oldschoolman
76_82

Category:

Новогодний ТОП фильмов про олдскул



Сейчас внимательно. Олдскульных фильмов, ну то есть старых добрых киношек и фильмецов, к счастью хватает. Взять хотя бы «Коммандо» или «В моей смерти прошу винить Клаву К.» - что говорить, сейчас таких не делают. Но речь не о них. Речь как раз о тех, где раскрыта природа олдскула как таковая, показана драма времени и великая сила ностальгии, сила вечных ценностей в ускользающем потоке событий... Фуф, разошелся! Как об олдскуле заговорю - прямо несет меня. Короче, смотрите сами, зыко будет.


13. Облако-рай.
Цитата. — Эх, хорошая сегодня погода. А по радио дождь обещали. Да не-е, ошиблись, наверно. Аах… Да, хотя, если рассуждать до конца объективно, то может и будет. Им там виднее. А, вообще, интересно — будет или не будет? Если будет, то когда? А не будет, то сколько? Как думаете? Конечно, область-то большая, пойди, угадай, где пойдёт, а, тем более, — когда. Но и циклон не меньше. Значит, везде пойдёт. И надолго. Доходит? То-то. Думать надо.
Самый олдскульный фильм с самым олдскульным актером и с самой олдскульной песней. Настолько олдскульный, что первое место ему не по душе. Тринадцатое – в самый раз.

12. Однажды двадцать лет спустя.
Цитата: Женщина никогда не просит, она, знаешь, только ждёт, всю жизнь ждёт.
У писателей есть такой прием: прошло 20 лет... Всего три слова, а какая сила! Скажешь так, и пред вами проносится само время с неизменным шлейфом тоски и печали. Что такое 20 лет? Это не просто пролетевшие два десятка весен и зим, не просто морщины и поседевшие волосы, это целое поколение. Это смена жизни, в которой бал правят новые люди и обычаи.
Двадцать лет спустя – это еще и уместная дата для встреч одноклассников. Так уж принято, что одноклассникам надо встречаться как дальним родственникам – по круглым датам. А это само по себе испытание не из легких. Помню, мой сосед Башмаков отправился на такую встречу – как раз, кажется, спустя 20 лет. Вот так ушел и не вернулся. Неделю его не слышали, потом оказалось – в запое. Рассказывал мне потом: «ну пришел я туда, посмотрел на все эти лица, и понял, что поговорить не о чем. У них всех свои заботы: жены, дети, а я?» Загоревал он, в общем. У Башмакова жены нет, и детей тоже, бобылем живет, как говорится. Зачем ему встречи эти? Я, признаться, тоже на них не хожу – всегда какую-нибудь отговорку придумаю: работа, там, или еще что. А потому что не с чем мне туда идти. Не добился, не состоялся и все такое прочее. Ни к чему, в общем.
А вот Гундарева и Проскурин пришли. Пришли и рассказали, что у них 10 детей. Вот вам и достижение в жизни. Это у других все по мелочи, а у матери-героини, как у настоящего олдскульщика, все моменты – главные.

11. Олдбой.
Цитата. Посмотрим, получится ли у меня то, чему я мысленно предавался пятнадцать лет… не получилось.
В продолжение темы: «Олдбой» как раз означает «одноклассника». У корейцев, оказывается, тоже такое есть. И у них случаются истории, вся суть которых – в прошлом. То есть такое, конечно, свойственно любой истории: такое уж это слово «история», что все оно о прошлом. Но изредка случаются такие истории, в которых прошлое вовсе не прошло, а накрывает тебя с головой. Это еще Тютчев подметил: нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Потому и режет себе язык герой – точь-в-точь как другой русский поэт. Ну, помните: и вырвал грешный мой язык... Вот какой русской оказывается эта корейская история. Сколь русская, столь и олдскульная.

10. Сказка о потерянном времени.
Цитата: Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Что отличает эту сказку от множества других ситкомов, в которых дети и взрослые меняются местами - от «Дорогая я увеличил детей» до «Любовь, прости господи, Морковь»? Конечно, Шварц. То есть не тот Шварц, который Арни, и не тот олдфажный монах, что изобрел порох. А тот старый добрый Шварц, написавший Обыкновенное чудо, Тень, Дракона и много еще чего великого и нетленного. А Дракон это, скажу вам, не Гоша Куценко. Это великая книга про тайм киллеров: всего того шлака, крадущего у нас - при нашем заметьте попустительстве - время: компьютерные игры, казино, шоу Первого канала, «Любовь, прости господи, Морковь».

9. Курьер.
Цитата: Мы, наше поколение, желаем знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание.
Про этот фильм я, признаться, не знал. То есть в детстве, наверно, видел, но в памяти толком не задержался - спасибо, родичи помогли, надоумили. Когда мне процитировали эпизод про банку сгущенки, я понял, что это попадание в десятку. В самом деле, какой же олдскул без сгущенки с дыркой? Ну хотя бы вареной. На газу конечно, не в магазине купленной. Да так чтоб банку взорвало, а ты из кастрюльки ложкой. Или вот эта фраза, словно списанная с Олдскульщиком: «Я смотрю телевизор и хорошо знаю современную молодёжь. У нас замечательная молодёжь». В общем, вы поняли. Хороший фильм, правильный. Стоит пересмотреть.

8. Возвращение блудного попугая.
Цитата: Да… Это тебе не Таити…
Все три серии этой эмигрантской эпопеи так или иначе затрагивают нашу тему. Судите сами. Часть первая: гудбай май лав гудбай, наша встреча была ошибкой. Блудный сын покидает отчий дом в поисках понимания и признания, но возвращается, испытав первую нужду и потребность в крове. 1:0 в пользу Дома. Часть вторая: блудный попугай поддается заграничному соблазну и меняет дом на бугор: джус, бассейн, оранжад, музыка Craftwerk... Но позолота ложных ценностей быстро слетает, показывая хищный оскал эксплуаторов-капиталистов. 2:0 в пользу Отечества. Часть третья. Поиски себя в народных корнях и природе, кажется, удались. Здесь, вдали от царства асфальта трижды блудный герой находит простоту душ и чистоту нравов, но сам оказывается недостаточно чист для них. 3:0 в пользу того, чтобы быть самим собой. Разгром. Убедительная победа Старого и Доброго.

7. Назад в будущее.
Цитата: Наверное, вы к такому еще не готовы, но вашим детям это понравится.
В этой трилогии Спилберг и Земекис выдавили из эффекта бабочки то, на что не хватило фантазии предшественникам: герои множатся во времени, как мистеры Смиты, наслаивая один хронологический парадокс на другой, и тем доказывая, пожалуй, невозможность создания машины времени. Но мы-то верим, что доктор Эммит (time с конца) может противостоять доктору Время, которое лечит все.

6. Земляничный дождик и другие.
Цитата: Когда я был маленьким, то любил гулять под конфетным дождем.
Еще один мультсериал - на этот раз тетралогия - проникнутый нотой олдскула. Аниматоры оперативнее откликнулись на смену эпох: Эпизод «Мотылек», о котором пойдет речь. появился в 91-м, спустя год после распада СССР. По сути это экранизация эпохального бредберивского «И грянул гром». Точнее, продолжение, в котором герою необходимо вернуться в прошлое, дабы исправить ошибку молодости, спасти бабочку из-за которой вся история пошла другим путем.

5. Рестлер.
Цитата:
Ренди Робинсон: Да, таких песен уже не пишут.
Кесседи: Восьмидесятые, мать их! Все лучшее на свете.
Ренди Робинсон: «Ганз-эн-Роуз» круче всех.
Кесседи: «Крю»! «Деф Леппард».
Ренди Робинсон: А потом сопляк Кобейн все испортил.
Кесседи: Как будто нельзя просто веселиться!
Ренди Робинсон: Я тебе так скажу: ненавижу девяностые.
Кесседи: Девяностые сосут!

Микки Рурк сам по себе живая картина олдскула, а «Рестлер» - его крик души. В фильме его потасканный жизнью герой сходится с немолодой стриптизершей. Сходится по родству душ: подобно боксеру из джеклондоновского «Куска мяса» они просто хорошо делают свое дело, но «слишком стары для всего этого дерьма». Олдскул, ребза, заканчивается в тот момент, когда опыт уже не бьет молодость и остается лишь умиляться великому, немому и черно-белому ретро.

4. XX век начинается.
Цитата: Дорогой мой Фон Борк, мы живём в век утилитаризма, всё теперь продаётся и всё покупается. Честь — понятие средневековое.
За что мы любим Шерлока Холмса? Можете не думать, я уже подумал за вас: за то, что он олдскульщик. Хотите верьте, хотите нет. Холмс стал культовым героем в тот момент, когда Викторианская эпоха отходила в прошлое, мировая война сметала все веками устоявшиеся понятия о чести и долге, и только Холмс позволял сохранить веру в порядок вещей и победу добра над злом. Со страниц Конан Дойла стучит колесами кэбов старая добрая Англия: поезда ходят точно по расписанию, порядок властвует над Хаосом. Всегда. То есть одно исключение, конечно, имеется – случай Ирен Адлер, но на то она и Та женщина. Мы с вами говорим не о женщинах, а о ХХ веке. Аэропланы, подводные лодки и дирижабли кидали вызов законам природы и физике сэра Исаака Ньютона. Преступный гений, казалось, перевернет этот мир, но Шерлок Холмс и его дедуктивный метод спасают планету. Мир может сколь угодно меняться, но рациональная сила лондонского сыщика спасет всех не хуже героя Брюса Уиллиса. Но это уже совсем другая история.

3. Последний бойскаут.
Цитата:
— В челюсть или под дых?
— Ну сколько можно, это ребячество!
— В челюсть или под дых?

То есть как другая – вот она, история! Слово «последний» в названии само по себе указывает на олдскул-философию: «Последний из могикан», «Последний герой боевика», «Последний дюйм». Это твой последний поцелуй... Извините. Эти фильмы обычно про старое и доброе и побеждают в них со времен Тургенева именно отцы. Особенно если ты любишь Принца, а твой отец – Брюс Уиллис. А вот «Старики» - про молодое и злое.

2. Старикам тут не место.
Цитата:
— Скажи мне кто-нибудь двадцать лет назад, что в моем родном Техасе по улицам будут разгуливать детки с зелеными волосами, в нос кости вставлять, я бы ни за что не поверил.
— Страх и ужас. Когда мы перестанем говорить «сэр» и «мэм», миру придет конец
.
Эта картина наиболее цинично отвечает на вопрос отцов и детей, не оставляя шансов первым (old men). И этот ответ, вынесенный в название, не позволяет нам поставить творение Кормака Маккарти и братьев Коэнов на первое место. В конце концов, я олдскульщик, а не оскаровский комитет. Потому что на первом - Старикам тут место.

1. Свой среди чужих, чужой среди своих.
Цитата: - Убей его, Шилов, убей его.
Как в настоящем вестерне здесь есть бандитские шайки и герои-одиночки, двойные агенты и мудрые шерифы, падения в каньоны и, конечно, ограбление поезда. Разница в одном: Старикам тут место. Нет, серьезно, наши победят, это истерн, а не вестерн. Пускай гремят революции, пылают войны и ползут друг на друга эпохи, как тектонические плиты. Потому что именно в такие моменты подскакивает до небес решающая важность вечных ценностей, побеждающая важность!
Шилов убьет его, золото партии останется в стране, а в награду победителям будет звучать, окрыляя летящую с холма бричку, вселенская музыка Артемьева.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments