Их портретное сходство - от природы, а индивидуализм богартовских сыщиков и гангстеров - был весьма ценной "моральной валютой" в тоталитарном обществе чаушесковского социализма - и брежневского тоже, отсюда и советская популярность, не очень типичная в отношении румынских фильмов...
В полной версии "Чистыми руками" был диалог, в котором Михай Роман говорит, что его любимый актер - Гэри Купер (что будет впоследствие доказано в фильме "Капкан" - парафразе "Ровно в полдень"), а Миклован отвечает, что его - тоже (хотя напрашивается реплика: "А у меня - Хэмфри Богарт!"). Но это - явная маскировка, хотя бы потому, что в предпоследнем фильме сериала - "Дуэль" (сов.наз. - "Комиссар полиции и малыш") Николаеску уже тезис о своем сходстве, так сказать, "повторяет для особо одаренных" - объединив в одном кадре себя с портретом Богарта:
(Кстати, тут - киноляп, ведь действие происходит в 30-е годы, а на фото - Богарт периода 50-х. Но ляп явно сознательный, для Николаеску важна была не достоверность, а символизм кадра.)
Пересмотрев "Чистыми руками" в полном варианте, я еще обнаружил, как много советская цензура оттуда вырезала.- прежде всего сцен жестоких избиений Миклованом допрашиваемых. В совковом варианте комиссар стал меньше похож на Сэма Спейда и Грязного Гарри, и больше - на Глеба Жеглова.
Не знаю, сознательно ли Вайнеры и Говорухин цитировали румын, но конфликт коммуниста Михая Романа со старым спецом Миклованом явно параллелен конфликту Шарапова и Жеглова - законность против практичности, так сказать...