triangular_orb (triangular_orb) wrote in 76_82,
triangular_orb
triangular_orb
76_82

Category:

Николай Носов и утопия в миниатюре

Оригинал взят у triangular_orb в Николай Носов и утопия в миниатюре
Среди писателей, с чьим творчеством познакомился еще в детстве, с Николаем Носовым связаны особые, очень теплые чувства и воспоминания. Даже на фоне таких величин, как Астрид Линдгрен (Карлсон), Лазарь Лагин (Старик Хоттабыч), Александр Волков (Волшебник Изумрудного города), Дюма (Три мушкетера) и Конан Дойл (Шерлок Холмс и все-все-все), Носов для меня всегда стоял особняком. Наверное, все дело в той уютной притягательности, которой наполнена каждая страница его многочисленных рассказов и повестей.



Знакомство с творчеством этого замечательного писателя состоялось благодаря грампластинкам фирмы "Мелодия", купленным в начале 90-х годов в книжном магазине недалеко от дома. Одна из них называлась "Приключения Незнайки", а вторая "Незнайка-путешественник".

Пройдет совсем немного времени и они станут самыми любыми в коллекции. До того уморительно и живо были озвучены персонажи, что воображение мгновенно дорисовывало все события, происходящие в Цветочном и Зеленом городах. Нередко во всем этом принималось самое активное участие слушателя. Например, в езде на автомобиле с газированным приводом, рисовании портретов или падении с воздушного шара. Дело, конечно, было в музыке, которая сопровождала рассказ. Кстати, сегодня все это можно послушать прямо через Интернет.

Время шло и одна за другой в квартире стали появляться удивительные книжки вот в таких зеленых обложках:

Все они достались "по наследству" от отца и скрывали в себе целый космос увлекательных приключений, главными участниками которых были уже полюбившиеся малыши-коротыши.

Сначала знакомство с книгами происходило при непосредственном посредничестве родителей - так я узнал, что Незнайка, оказывается, не только слетал в Зеленый город на воздушном шаре, но и обзавелся настоящей волшебной палочкой, доехал на собственном автомобиле до Солнечного города, а потом даже побывал на Луне.

Пройдет еще несколько лет и волшебство зеленых обложек (под которыми, кстати, скрывалось невообразимое количество великолепных иллюстраций от Алексея Лаптева и, в первую очередь, Генриха Валька) заставят вновь вернуться в мир книг Носова, но на этот раз уже самостоятельно.

Кроме Незнайки, к которому мы еще успеем вернуться, множество рассказов и повестей Носов посвятил жизни пионеров, октябрят, да и просто советских ребят, пытающихся хорошо учиться, участвующих в разных приключениях, преодолевающих увлекательные трудности и т.д. Подозреваю, что в наше интересное время, мир Вити Малеева и Коли Синицына некоторым может показаться наивным, а то и надуманным, хотя даже сейчас я не могу увидеть в рассказах Носова никакой фальши и сюсюканья, которыми ныне болеют не только детская литература, но и целая плеяда вполне взрослого чтива.

Мне трудно представить, что испытывали мои сверстники, когда книги Носова только появились на прилавках советских книжных. Вспоминаю слова своего отца, о том, что для него в детстве словосочетание "фисташковое мороженное" было чем-то загадочным, так что ему пришлось даже спрашивать у своих родителей - а что такое фисташки?

Когда же я сам стал читать Носова, за окном уже ворочалось нечто серое, а изо всех углов доносился нарастающий шелест зеленоватой бумаги. И хотя сам я не успел побывать ни пионером, ни октябренком, абсолютно счастлив, что определенная часть моего детства прошла в атмосфере именно советских рассказов.

Кстати, книжки Носова были почти полностью лишены явной идеологической окраски. Детство писателя проходило на Украине, в том числе во времена гражданской войны, поэтому не стоит строить иллюзий насчет широты его идеологических взглядов. Как рассказывает Игорь Носов (внук писателя), дед не состоял в партии и не относился к любителям ходить по инстанциям и выпрашивать себе привилегии, хотя слава его гремела по всему союзу. Что же касается не явной идеологии, то здесь кроется множество любопытных моментов. Но о них скажем чуть позже.

Самое главное, что герои рассказов и повестей Носова вели себя очень естественно (конечно, ни без оглядки на время) - играли, выдумывали разные затеи, ленились, попадали в неприятности, периодически спорили, иногда даже ругались, после чего за общим делом мирились, боялись наказания родителей за плохие отметки и т.д. Впрочем, помимо множества чисто школьно-бытовых событий, в книгах встречалось много необычного и интересного: один из персонажей завел себе дневник, другие сделали инкубатор. Оказалось, что из телефона можно сделать телеграф, а из алюминиевой кастрюли сотворить бенгальские огни...

Но вернемся к Незнайке. С ним дело обстояло еще более увлекательно. Все-таки сказочно-фантастический жанр позволяет развернуться. В результате, то что получилось у Носова, повторить просто не возможно. Серия про Незнайку - это одно из сокровищ русской литературы. И кстати, ни только детской.

Во-первых, выражаясь латинизмами, Носову удалось сотворить подробнейший "сеттинг" и населить его живыми и интересными персонажами. И хотя некоторые образы были взяты писателем из дореволюционных произведений Анны Хвольсон, а те в свою очередь были вдохновлены иллюстрациями канадского художника Палмера Кокса, достаточно единожды прочитать "Незнайку в Солнечном городе", а тем более "Незнайку на Луне", после чего все сомнения в творческих способностях Носова отпадают.

Во-вторых, книги про Незнайку были увлекательны как сказка или приключенческий роман, хотя происходящее во многом походило на окружающий мир. Здесь тоже встречались автомобили, зоопарки, кинотеатры, шахматы и т.д. Хватало, правда, и места для авторской фантазии. Особое восхищение у меня вызывало многообразие хитроумных изобретений, с которыми наши герои столкнулись в своем путешествии в Солнечный город. Чего там только не было: автоматические и радиоуправляемые комбайны, диковинные спиралеходы и труболеты, автоматические пылесосы, да и сам город был полон хитроумных изобретений, делающих жизнь его обитателей веселее.

В-третьих, книга хоть и была чрезвычайно поучительной, никакого назидательного тона со страниц не доносилось. Более того, главный герой, хотя и был добрым, в его характере присутствовала целая масса недостатков: упрямство, рассеянность, обидчивость, злорадство и т.д. Кстати, эти слова справедливы не только по отношению к Незнайке. Большинство основных персонажей - личности цельные и не лишенные изъянов, хотя в массе своей добрые. Все как в жизни.

Наконец, в-четвертых, никому кроме Носова не удавалось так талантливо замаскировать под детскую книжку настоящую коммунистическую утопию. А ведь Солнечный город - это именно она. Писатель, впрочем, этим не ограничился и в "Незнайке на Луне" выступил еще и пророком. Через 15 лет после его смерти, большинству жителей "Цветочного города" предстоит узнать, что такое Большой бредлам, для чего нужна "Давилонская баржа" и как работают городерики, а также почему все коротышки изо дня в день "будут жевать коврижки конфетной фабрики "Заря". Ну а уж про разного рода Миг и Жулио и говорить не придется. Кто заинтересовался глубинным подтекстами книги, милости просим посмотреть это любопытное видео:
Слава Незнайки была настолько велика, что он превратился в некий аналог советского супер-героя и вошел в состав клуба Веселых человечков. И хотя сегодня эти герои почти забыты, можно было бы придумать несколько любопытных кичевых сюжетов, как они были вынуждены уйти в подполье, но где-то в глубоких подземельях продолжают ждать своего часа.

P.S. Любопытное совпадение. Николай Носов (справа) был внешне похож на немецкого писателя Эриха Марию Ремарка (слева).


Subscribe

  • За рулем

    Да, были игрушки в наше время, я даже не знал, что было такое разнообразия, у меня был только первый вариант, а выпускал их Томский приборный завод.…

  • Одет по форме

    В мою бытность таким же, особым шиком пользовались солдатские ремни, наш класс можно было смело по ременному признаку разделить, примерно треть из 30…

  • Она мне писала не письма

    Хотя, честно сказать, я от письма жаждал большего, глупое, непонятное не нужное, но так повелось, что 20+ лет назад я был мастером эпистолярного…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • За рулем

    Да, были игрушки в наше время, я даже не знал, что было такое разнообразия, у меня был только первый вариант, а выпускал их Томский приборный завод.…

  • Одет по форме

    В мою бытность таким же, особым шиком пользовались солдатские ремни, наш класс можно было смело по ременному признаку разделить, примерно треть из 30…

  • Она мне писала не письма

    Хотя, честно сказать, я от письма жаждал большего, глупое, непонятное не нужное, но так повелось, что 20+ лет назад я был мастером эпистолярного…