alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in 76_82,
alexander pavlenko
alexander_pavl
76_82

Category:

Сегодня радостный день

Когда я был мальчишкой, мне очень нравился один полузабытый (может быть, полностью забытый) фильм из фильмографии А.Муратова – «Большие хлопоты из-за маленького мальчика», 1967 год. Примерно до середины 70-х его регулярно показывали по ТВ во время школьных каникул, потом перестали. Вероятно, кто-то из работавших над фильмом уехал из СССР – в таких случаях глупая мстительная Софья Власьевна стирала все видимые следы «изменщика», чтобы человека как бы с самого начала не было вовсе.

Bild_01jpg Bild_02

А фильм весьма знаменательный. Своего рода иронический компедиум сюжетов и визуальных мотивов советского интеллигентского (а было ли другое?) кино 60-х годов, композиционно оформленный под «Маску Димитриоса» Негулеско и украшенный, к тому же, виньетками из Антониони, раннего Куросавы и Марселя Карне. Другими словами, советский фильм конца 60-х был версией французских фильмов «новой волны» начала 60-х, тех самых, по поводу которых Роберт Бенаюн в журнале «Позитиф» писал: «Это цитатные фильмы, где сцена из Хичкока, подклееная к сцене из Бунюэля, предшествует длинному эпизоду в стиле Виго, снятому в росселиниевском духе, но омоложенному приёмами в манере Пэдди Чаевски».
По поводу «Больших хлопот из-за маленького мальчика» затруднительно с чистой совестью вымолвить сакраментальное «сюжет фильма прост», потому что не прост он, сюжет-то, хоть имеет поверхностное сходство с «Человек идёт за солнцем» Калика.

Bild_03 Bild_04

Начинается кино с детской экскурсии по киностудии, но камера почти сразу отвлекается на съёмки (кино в кино в кино), где занят мальчик, сверстник экскурсантов, и такое гибкое перетекание одного микросюжета в другой с сохранением деталей по принципу внешнего сходства проводится по всему фильму очень последовательно и с юмором. Всё разное – и всё одинаковое. Серийность людей, мизансцен, обстоятельств высмеивается с едкостью, граничащей с сарказмом, однако это авторское отношение к происходящему заметно только при внимательном слежении за фильмом. Я лично в детстве этот аспект не улавливал, мне было просто смешно. Только две недели назад, пересмотрев фильм в режиме он-лайн, наконец разобрался, почему меня так веселила история поисков мальчика, уставшего от бесконечного повторения бессмысленных дублей киносъёмки и ушедшего бродить по огромному солнечному городу, где всё случается лишь однажды. По ходу дела в поиски мальчика включались киношники, милиция, случайные свидетели происшествий и - постепенно – чуть ли не весь город.

Bild_05 Bild_06

Синефильские отсылки и рефлексии большей частью скользили мимо меня, но мне страшно нравилось, как мальчик забредал в декорации «Туманности Андромеды», снимался в одной из ключевых сцен и рассеяно удалялся из кадра, как пел для одной-единственной девочки со сцены летнего театра, как купался в реке голышом с другой девочкой, а после разыгрывал импровизацию на тему «Романа с контрабасом» Антоши Чехонте и «Белочки и Тамарочки» Леонида Пантелеева.
Однако фильм «Большие хлопоты...» не только посмеивается над современным ему кинематографом, он, в свою очередь, послужил сценаристу «Афони» источником вдохновения для одного из самых едких эпизодов. И это лишний раз свидетельствует о высоком качестве мало кому известной кинокартины 1967 года.

Bild_07 Bild_08

Изящная банализация интеллигентской моды "шестидесятников", лёгкое выявление внутренних каркасов высоколобых шедевров того времени, к сожалению, не имели продолжения в советском кино. В новом, семидесятническом десятилетии двадцатого века не оказалось достойных объектов для пародий, эпоха интеллигентного подшучивания над собой завершилась тогда же, в момент выхода фильма.

Bild_09 Bild_10

Можно сказать, что прелестная комедия «Большие хлопоты из-за маленького мальчика», равно обращённая и к интеллектуалам и к простым зрителям, была одним из последних фильмов, дышащих атомосферой советских шестидесятых, когда деревья были большими, горизонты светлыми, люди улыбчивыми, а молодогвардейский альманах «Фантастика» - умным, интересным и ежегодным.
Да, чуть не забыл – в роли очаровательного артистичного зануды-режиссёра в кокетливом беретике блеснул Олег Каравайчук. «Дядя Гриша, - восклицает он, с неописуемой элегантностью взмахивая кистями рук, - Какой у меня сегодня радостный день!»

Bild_11 Bild_12
Subscribe

  • День птиц

    Хотя кажется уже поздновато для скворечников.

  • Чудесный гранат

    Алжирские народные сказки. Для младшего возраста. Издательство "Детская литература" 1984 год, тираж 1 000 000 экземпляров, цена 10 копеек. Художник…

  • Колхозные не панки

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments