Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote in 76_82,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina
76_82

Categories:

«Громозека». Ну очень странный фильм о нашем поколении.

Оригинал взят у zina_korzina в «Громозека». Ну очень странный фильм.
  • На днях по наводке denis_strebkov мы посмотрели, можно сказать, уже старый фильм «Громозека» (2010-2011). Возможно, что эта картина даже и была в прокате - я, увы, почти не слежу за оным. Разве что особо раскрученное отлавливаю, а так - меня больше интересуют выставки (нет-нет, не поэтому! - пресловутой духовности у меня даже чуть меньше, чем у большинства из вас, просто как-то традиционно и с детства люблю музейную обстановку). Ну так вот. Фильм с малопонятным для большинства молодёжи названием - «Громозека» и был снят, явно, не в расчёте на юную поросль. Для людей моего поколения Громозека - это не просто набор букв, это - имя персонажа из популярного мультфильма «Тайна Третьей Планеты», сюжета, связанного также и с культовой героиней 1980-х - Алисой Селезнёвой. Герои повествования - нормальные, обычные, среднестатистические, но очень уж несчастливые мужики. Их беды, как покажется попервоначалу, - жуткое стечение обстоятельств, утрата иллюзий молодости, и, разумеется, смена общественного строя (любимая отговорка многих из тех, кому сильно за 30). Оговорюсь сразу - в фильме нет никакой ностальгии и потом я объясню почему...

    3215

    Для героев фильма «Громозека» - это ещё и название их самодеятельного ВИА, в котором они играли, будучи ещё школьниками. В самом начале мы видим невероятно атмосферный фрагмент, живо переносящий в детство, в моё детство. Честно говоря, я впервые встречаю в современном кино такое точное попадание в атмосферу 1980-х. А вроде бы ничего особенного и не показано - просто очень широкий и светлый школьный коридор, по которому идут трое ребят. Всё. Но, тем не менее, эта сцена имеет очень сильное воздействие на память. Я не знаю, почему это происходит. Возможно, у авторов это вышло случайно (однако всё шедевральное почему-то получается ненароком, увы, его не запланируешь). В большинстве критических (или же - хвалебных) статей я заметила один рефрен - мужики разочаровались, Светлое Будущее не сложилось. Пели в своём ВИА про «птицу счастья завтрашнего дня», а она так и не прилетела. А у меня вопрос - а есть ли в этом сюжете, собственно, будущее? Любое. Есть ли тут время, как мера движения материи? Больше того - есть ли в показанной жизни другой параметр - пространство? По идее нам показана современность - 2010-2011 годы. Но. Но в кадре мы почти не видим примет нашего времени.

    medium_279da5571693885090a6a12cd4b0c57d
  • Справа - бывший Электроник...

    У героев нет ни компьютеров, ни ноутбуков, ни наушников, ни даже мобильников. Хотя, нет, один имеется - у мужчины-доктора, который пытается звонить жене в одной из финальных сцен. А вот милиционер звонит супруге по обычному, городскому телефону. Современный человек, желая достать родственника, автоматически хватается за мобильный. Вы скажете, что это - дремучая глубинка, одна из тех жутких провинциальных дыр, о которых не любят говорить по центральным каналам ТВ? Ан нет. Это - Москва. По сюжету девица просит таксиста отвезти её в район метро Авиамоторная. Мир в кадре поражает своей обшарпанностью, хотя герои не живут за черной бедности. Они, конечно же, не middle class, но и не одинокие пенсионеры. Тем не менее, мы видим старую мебель, ветхие половики, ковры с оленями, унылую утварь. В квартирах темно и не прибрано. Персонажи - как молодые, так и пожившие одеты отвратительно, как будто...советский легпром, задавленный плановыми отчётностями, никуда не делся и продолжает фуговать безумные польты. Никто не торчит в интернетах, никто не смотрит телеящик, хотя, по идее, типажи героев таковы, что должны были бы под пивко смотреть различные ток-шоу. Вместо этого условное быдло гуртом смотрит...порнографию. Вы можете представить эту картину из эпохи видеосалонов - сейчас? Я, конечно, могу заблуждаться, но, на мой взгляд, сейчас это выглядит несколько иначе.

    large33191
  • Бывшая Красная Шапочка.

    Мир, окружающий героев, очень...тёмный. Он ничем и никак не подсвечен - в нём нет даже назойливо-яркой рекламы. Да. Есть жутковато-криминальные коммерческие ларьки и магазинчики. Но нет супермаркетов и бутиков. Их вообще там нет. Первое, что пришло в голову после просмотра - время в этом мире остановилось на границе 1980-х и 1990-х. В этом мире не было развития событий, характерных для 1990-2000-х годов. Перед нами какой-то странный зависший фрагмент, ну, например, зимы 1990-го года. Да. Люди и вещи старятся, ветшают, а дети растут... Но точно так же проживают один и тот же день. Почему-то никто не замечает центрального и, как раз, всё объясняющего диалога:
    -Вы не знаете, когда всё это кончится?
    -Что?
    -Да зима. Зима задолбала.

    Время стоит на месте. Точнее, его попросту нет. У людей есть воспоминания, но они не отнесены в прошлое, ибо время отсутствует. Добавляют жути и персонажи-фантомы, сыгранные кумирами нашего детства - Дима Иосифов (Буратино) в роли главврача дурдома, Яна Поплавская (Красная Шапочка) в роли крашеной продавщицы и, наконец, Володя Торсуев (Электроник) в образе любовника одной из героинь. Так вот, ностальгии в кадре нет потому, что нет движения времени.

    238420
  • Когда-то это был Буратино...

    Не хватало только одной роли-детали... Какой же? Правильно - Алисы Селезнёвой в виде учительницы, работницы ЖЭКа или, например, сердобольной санитарки из жёлтого дома. Её, признаться, очень не хватало. Мир, которому Алиса, друг Громозеки, предсказывала самые интересные и радостные перспективы, застыл во времени и уменьшился до странных размеров... Да. Если бы в картине не оказалось только времени. Но там нет также и пространства. Персонажи мечутся в замкнутом мире, где их судьбы самым непостижимым образом пересекаются. Скорее всего, потому что этот мир действительно непостижимо замкнут. Оттуда, как из города Зеро (помните такой фильм, вышедший, как раз в 1989 году?), невозможно никуда вырваться. Где живут герои? Может, они давно уже в Аду? Финальная сцена, несмотря на некий внешний оптимизм, очень и очень странная - герои как бы, будто бы выходят на сцену, чтобы спеть свои старые песни. В зале - один-единственный зритель, мальчик, умерший при операции. Что это? Концерт в Раю? Герои прошли Чистилище и их допустили до жизни вечной - они теперь счастливы и будут в белых костюмах петь свои любимые песни? Или это гастроли ансамбля из Преисподней - в Эдеме?

  • Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      Comments allowed for members only

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

    • 2 comments