В конце восьмидесятых этот минисериал произвел настоящий фурор. Его смотрели и обсуждали все - от младшеклассников до ветеранов, помню лично как пустели улицы в те три вечера кода его показывали. Наверное это была последняя попытка официальной пропаганды сделать достойный продукт на злобу дня. Тоже перестроечное кино с элементами чернухи, но пытающуюся напомнить о советских идеалах в духе 30-50 годов. За основы была взята одноименная повесть А. Смирнова которую переработал, добавив афганские эпизоды, Александр Проханов (его"почерк" особенно заметен) и режиссер картины Aлексей Салтыков.
Несмотря на ряд отзывов в кинофорумах это не был первый фильм затрагивавший тему войны в Афганистане, но точно первым показавшим вернувшихся оттуда. Воевавшие за идеалы "интернационального долга" оказались в гораздо более жестокой чем война ситуации но уже дома.
Фильм начинается афганских сцен, а именно начало вывода ограниченного контингента из ДРА. Прапорщик Семенов со своими бойцами прикрывают идущие колонны и вступает в бой с засадой душманов. Для того времени это было очень даже.
После вывода войск вся группа едет в Сибирь дабы похоронить товарища, да так и остается там всем составом завербовавшись на постройку газопровода. И тут начинается полный треш.
Тут явно подвело желание авторов сделать Корчагина на новый лад. Если литературному Павке и его товарищам на постройке злосчастной узкоколейки мешали морозы, тиф, бандиты, то нашим героям-интернационалистам в первую очередь родная бюрократия, спесивые и спившиеся сибиряки-строители, бандиты кавказской национальности их спаивающие и наконец свой поистине эпичный долболобизм.
Самый большой мискастинг сериала Владимир Литвинов в роли Александра Семенова. Абсолютно не выглядит лидером, ни армейским, ни бригадным. Игра хуже деда Мороза уровня детского утренника на второе января каждого года.
Лучше всего из "молодых" со своей ролью справился Александр Баринов. Выжал буквально все из своего "Боцмана", переиграв как Литвинова, так и всех своих экранных соратников. Запомниться мне за один просмотр на двадцать пять лет - это удается не каждому актеру.
Традиционно хороши (что значит школа) Булдаков, Борисов и Павлов в ролях второго плана. Но фильм они вытянуть не смогли.
Интересное, чисто прохановское видение женских персонажей. Они всегда ангелы
Небесные
... или падшие,
но ангелы всегда.
Помимо полного нестыковок и плохих диалогов сценария, не могу не отметить работу режиссера с оператором - сверхдлинные пустоты, сверхкрупные планы, которые еще умудряются криво снять, когда пол лица в кадр не въезжает - словом, "профессиональное " свадебное видео девяностых. Про саундтрек и говорить не хочется - наряду с парой удачных попаданий с мелодиями советской эстрады того времени в фильм втиснуто к месту и не к месту куча церковной и классической музыки. От обсосанного всеми киношниками моцартовского "Реквиема" уже откровенно тошнит. Порой даже не верится, что Салтыков был создателем "Председателя" с одной из лучших ролей Ульянова.
Венцом всеми стала работа монтажера. Слов нет просто посмотрите и "насладитесь" сами.