Существовала ли в СССР психоделика в искусстве 70-х годов, в то время как она получила широкое распространение на Западе? Тут нужно иметь в виду, что поскольку изначально под этим термином подразумевалось употребление определенного рода психоактивных, созданных человеком веществ в виде ЛСД, которого в то время в СССР практически не существовало, то такой известный советский музыкальный критик как А. Троицкий предположил, что у нас в связи с этим вместо ихней психоделики цвела и пахла родная алкоделика, то есть изменения сознания творческие люди достигали путем употребления алкогольных напитков (правда, Троицкий применил такой подход лишь в отношении к изучаемой им музыке, но по аналогии можно его мнение, я думаю, отнести и к другим видам искусств, в частности, к кинематографу). Однако тут можно сразу не согласиться с Троицким, поскольку такие сильные природные галлюциногены как мухоморы, издревле используемые аборигенами в мистических и лечебных целях, советское государство запретить было просто не в силах, но в целом он был прав: массовость и качество употребления галлюциногенов были тогда не под стать западным.
И если на Западе выходят полные бредовых и ярких фантазий психоделические кинокартины, то в отечественном кинематографе того времени такая психоделика очень редка и гораздо мягче по своему содержанию: ведь она подобна сюрреализму в живописи, с его шизоидными Дали и Пикассо, совершенно чуждых социалистическому реализму; а посему мозг советских делических киногероев должен и способен мучиться лишь от алкогольных интоксикаций.
Советско-российский психиатр-нарколог Александр Данилин также считает, что если в США и западных странах 60-70-х годов «психодилическая революция» представляла собой отчетливые этапы в виде волнообразного использования LSD и следовавшего за ним поиска психологических аналогов наркотического транса, то отечественная психоделия изначально занялась поиском «особых состояний сознания». Возможно, весь феномен «психоделии по-советски» более всего описывается понятием «эзотерические искания». Эпидемия мистических исканий лавинообразно распространялась по нашей стране на протяжении 70-х годов, точно так же, как «психоделическая революция» в Америке на протяжении 60-х. Такие искания могли осуществляться разными способами (в связи с отсутствием западных источников психоделии): от использования холотропного дыхания и сенсорной депривации до всякого рода медитаций и духовных практик.
Таким образом, особых психоделических картин в отечественном кинематографе 70-х мы не наблюдаем, что отчасти можно объяснить как отсутствием необходимого психоделического опыта у создателей картин, так и недремлющим оком цензуры. Хотя, конечно, какие-то околопсиходелические творения все же создавались и рассчитаны они были прежде всего на просмотр подготовленным зрителем (в том числе западным), а также умеющим не только читать между срок, но и смотреть между кадров (как правило, подобного рода эксперименты дозволялись в фильмах с хорошим актерским составом уже именитых или подающих надежды режиссеров; при чем зачастую необходимый психоделический опыт добирался не из собственного пережитого, а из подсмотренного у зарубежных коллег по цеху на разного рода закрытых просмотрах и фестивалях).
В качестве примера вышесказанному, можно взять кинокартину 73-го года Р. Балаяна «Эффект Ромашкина». Краткая фабула её сюжета: повествование о четырех друзьях-киноманах, решивших снять рекламный фильм о пользе кефира. Вот какая рецензия о фильме имеется на одном тематическом киношном сайте: «Ода кисло-молочному продукту. Советский сарказм — беспощаден. Данный фильм полон скрытых и открытых намеков. Тут тебе и мюзикл, и торжество кинематографа, и пародия на короткометражку Ламориса о воздушном шаре, и окна сатиры РОСТА, и пародия на Ленина, и кабачок 13 стульев с панимоникой, и бесполовая любовь, и хитроумный детектив! Коллаж брежневской эпохи. Галлюцинирующий пенсионер — это оттуда. А еще — «я никогда не думал, что на свете бывает одновременно в одном месте — так много! аккордеонов!! как это прекрасно дарить их людям!!!» — но подтекст, наверняка, иной. И может даже, речь идет о любви. В советское время так не хватало измененных состояний сознания, не беря во внимание партийную доктрину, которая вгоняла в транс миллионы людей многонациональной страны. Психодел сочится из всех щелей. Действительно начинаешь верить в чудодейственный эффект после употребления кефира. Ах, да. Забыл сказать, что фильм о кефире, летающим по осеннему Киеву. Некто Ромашкин В. В. пьет кефир и видит видения, полные ярких образов. Пытливые ученые попытались залезть в его мозг и управлять образами, чтоб потом вторично поработить рабочий класс. Кефир на мухоморах — это возможно!».
Признаться, полностью этот фильм я не смотрел, хотя он того, видимо, стоит. Но в прилагаемом небольшом фрагменте из него тоже можно увидеть и сарказм, и скрытые намеки (если, конечно, присмотреться): что под кефиром вполне можно разглядеть обычную водку, вызывающую специфические яркие алкогольные переживания, которые в то время были практически единственными из дозволенных свыше; что гарцующий на стуле усатый артист Ткачук сильно смахивает на великого полководца Буденного, чьим тестем на тот момент являлся артист Державин, также снявшийся в этом фильме...
Резюмируя все вышенаписанное, можно с гордостью за родной кинематограф констатировать: психоделическое кино у нас таки было! Как бы этого враги и недруги яростно не отрицали.
И если на Западе выходят полные бредовых и ярких фантазий психоделические кинокартины, то в отечественном кинематографе того времени такая психоделика очень редка и гораздо мягче по своему содержанию: ведь она подобна сюрреализму в живописи, с его шизоидными Дали и Пикассо, совершенно чуждых социалистическому реализму; а посему мозг советских делических киногероев должен и способен мучиться лишь от алкогольных интоксикаций.
Советско-российский психиатр-нарколог Александр Данилин также считает, что если в США и западных странах 60-70-х годов «психодилическая революция» представляла собой отчетливые этапы в виде волнообразного использования LSD и следовавшего за ним поиска психологических аналогов наркотического транса, то отечественная психоделия изначально занялась поиском «особых состояний сознания». Возможно, весь феномен «психоделии по-советски» более всего описывается понятием «эзотерические искания». Эпидемия мистических исканий лавинообразно распространялась по нашей стране на протяжении 70-х годов, точно так же, как «психоделическая революция» в Америке на протяжении 60-х. Такие искания могли осуществляться разными способами (в связи с отсутствием западных источников психоделии): от использования холотропного дыхания и сенсорной депривации до всякого рода медитаций и духовных практик.
Таким образом, особых психоделических картин в отечественном кинематографе 70-х мы не наблюдаем, что отчасти можно объяснить как отсутствием необходимого психоделического опыта у создателей картин, так и недремлющим оком цензуры. Хотя, конечно, какие-то околопсиходелические творения все же создавались и рассчитаны они были прежде всего на просмотр подготовленным зрителем (в том числе западным), а также умеющим не только читать между срок, но и смотреть между кадров (как правило, подобного рода эксперименты дозволялись в фильмах с хорошим актерским составом уже именитых или подающих надежды режиссеров; при чем зачастую необходимый психоделический опыт добирался не из собственного пережитого, а из подсмотренного у зарубежных коллег по цеху на разного рода закрытых просмотрах и фестивалях).
В качестве примера вышесказанному, можно взять кинокартину 73-го года Р. Балаяна «Эффект Ромашкина». Краткая фабула её сюжета: повествование о четырех друзьях-киноманах, решивших снять рекламный фильм о пользе кефира. Вот какая рецензия о фильме имеется на одном тематическом киношном сайте: «Ода кисло-молочному продукту. Советский сарказм — беспощаден. Данный фильм полон скрытых и открытых намеков. Тут тебе и мюзикл, и торжество кинематографа, и пародия на короткометражку Ламориса о воздушном шаре, и окна сатиры РОСТА, и пародия на Ленина, и кабачок 13 стульев с панимоникой, и бесполовая любовь, и хитроумный детектив! Коллаж брежневской эпохи. Галлюцинирующий пенсионер — это оттуда. А еще — «я никогда не думал, что на свете бывает одновременно в одном месте — так много! аккордеонов!! как это прекрасно дарить их людям!!!» — но подтекст, наверняка, иной. И может даже, речь идет о любви. В советское время так не хватало измененных состояний сознания, не беря во внимание партийную доктрину, которая вгоняла в транс миллионы людей многонациональной страны. Психодел сочится из всех щелей. Действительно начинаешь верить в чудодейственный эффект после употребления кефира. Ах, да. Забыл сказать, что фильм о кефире, летающим по осеннему Киеву. Некто Ромашкин В. В. пьет кефир и видит видения, полные ярких образов. Пытливые ученые попытались залезть в его мозг и управлять образами, чтоб потом вторично поработить рабочий класс. Кефир на мухоморах — это возможно!».
Признаться, полностью этот фильм я не смотрел, хотя он того, видимо, стоит. Но в прилагаемом небольшом фрагменте из него тоже можно увидеть и сарказм, и скрытые намеки (если, конечно, присмотреться): что под кефиром вполне можно разглядеть обычную водку, вызывающую специфические яркие алкогольные переживания, которые в то время были практически единственными из дозволенных свыше; что гарцующий на стуле усатый артист Ткачук сильно смахивает на великого полководца Буденного, чьим тестем на тот момент являлся артист Державин, также снявшийся в этом фильме...
Резюмируя все вышенаписанное, можно с гордостью за родной кинематограф констатировать: психоделическое кино у нас таки было! Как бы этого враги и недруги яростно не отрицали.
Life at Powder Ridge Rock Festival, 1970