Не так давно вспомнился один известный фильм из нашего лучшего времени жизни, снятый режиссером Г. Юнгвальд-Хилькевичем под названием «Д’Артаньян и три мушкетёра». Несмотря на то, что многим этот фильм пришелся не по вкусу (вспомним хотя бы незабываемую эпиграмму В. Гафта :-))))), я считаю, что это кино целого поколения рожденных в СССР. Классные актеры, драйв, динамика, прекрасные костюмы, неплохие сьемки и, конечно же, песни не могли не запасть в душу. Вот именно о песнях сегодня и поговорим. Помните знаменитую «Красавицы икуку», «куклафа», «черный пруд» или «песню Арамиса»? Это было классно… Но хочется особо выделить одну композицию «куплеты Рошфора и Миледи» музыка-Максима Дунаевского, на слова-Юрия Ряшенцева. Почему именно ее? Во-первых, запомнилась с детства. А во-вторых, читая о Великом Кардинале, я был поражен тем, что это не просто набор рифмованных слов, а интересная концентрация сведений о Ришелье. Судите сами:
Вот Текст песни:
«Кардинал был влюблен
В госпожу Д' Эгильон.
Повезло и ...
Откопать шампиньон.
Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла,
Ли-лон ли-ла ли-лер.
Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла,
Ли-лер ли-лон ли-ла.
Кардинал ел бульон
С госпожой Д' Эгильон.
Он поел на экю,
Погулял на мильон.
Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла,
Ли-лон ли-ла ли-лер.
Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла,
Ли-лер ли-лон ли-ла.
Что хранит медальон
Госпожи Д' Эгильон?
В нем не то кардинал,
А не то скорпион.
Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла,
Ли-лон ли-ла ли-лер.
Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла,
Ли-лер ли-лон ли-ла».
Бюст "Красного Герцога" Армана дю Плесси, кардинала Ришелье работы Дж. Л. Бернини, ок. 1640 года.
Начнем с самого начала - Ришелье не должен был, и не мог влюбиться ни в какую госпожу по нескольким причинам. Во-первых, он как прелат Римской Католической церкви давал обет безбрачия, и подобные отношения ему были совсем не к чему. Во-вторых, пылкий любитель женщин в ранней молодости, став кардиналом он полностью охладел к женским чарам, и такое чувство как влюбленность ему, по отзывам благосклонно к нему относящимся современников, было чуждо. Ну а в третьих, и это главный аргумент, Мари Мадлен де Виньеро Де Пон де Курлей, герцогиня д'Эгийон была родной дочерью одной из 2 сестер кардинала Ришелье. В совсем молодом возрасте Мари Мадлен при посредничестве дяди выдали замуж за Антуана де Бовуарадю Рура, племянника другого блестящего на тот момент фаворита Луи XIII, Шарля д’Альбер, герцога де Люиня и она стала госпожой де Комбале. Брак был несчастливым и заключен в угоду политическим амбициям будущего «главного министра короля». Несчастливым настолько, что после смерти супруга через 18 лет бездетного брака Мари Мадлен твердо решила уйти в монастырь. Лишь дядя, к тому моменту достигнувший пика своего величия, смог уговорить «остаться в миру» несчастную девушку, поселив ее в Люксембургский дворец.
Шарль д’Альбер, герцог де Люинь
Она всем сердцем любила, заботилась и почитала кардинала, как дядю и как умнейшего человека страны. Ришелье, потеряв одного брата, убитого на дуэли, а второго отошедшего от мира в келью картезианского монаха тоже всем сердцем любил свою племянницу, доверял ей и советовался. Настолько доверял, что она стала его наследницей, впрочем, потратив почти все состояние нажитое кардиналом на благотворительность. Да – там была настоящая любовь, но любовь племянницы и дяди, а не отношения любовников. Так что же получается Юрий Ряшенцев и (или) Александр Дюма все выдумали? Не совсем….дело в том, что окружение Анны Австрийской, ненавидевшее кардинала также как и сама королева, сознательно распускало слухи о сексуальных отношениях между герцогиней д'Эгийон и Ришелье. Слухи эти воспринимались и цитировались простым людом, причем в народе считалось, что Мари Мадлен родила кардиналу от 2 до 5 (!) детей. Вот так то!
Мари Мадлен де Виньеро Де Пон де Курлей, герцогиня д'Эгийон
Дальше некий тезис о шампиньоне. Вроде бы бессмыслица…но… С середины XVII столетия в моду вошло культивация шампиньонов. Первую книгу о шампиньонах написал в 1600 году известный французский агроном Оливье, а к времени правления Ришелье началась повседневное увлечение «шампиньоноведством». Сам кардинал активно интересовался этим делом и даже, по слухам, сам пытался выращивать эти благородные грибы в подземелье одного из своих замков.
В следующем куплете говорится о бульоне. Тут явно чувствуется двойственность смысл. С одной стороны, куриный бульон в те времена бульон считался хорошим возбуждающим средством, этакого рода афродизиаком. То есть, фраза о бульоне, это опять-таки намек на сексуальные отношения кардинала со своей племянницей. А вот с другой стороны, я нашел и иное значение этой фразы. Одним из стойких неприятелей Ришелье в то время был Фредерик Морис де Ла Тур д’Овернь, получивший от своего отца титул герцога Бульонского (Буйонского). Несмотря на все происки д’Оверня кардинал смог, в том числе и при помощи умных советов племянницы, нейтрализовать все его поползновения и сделать его практически безвредным для себя. То есть получается, что они фактически «съели» герцога Бульона (Буйона), пусть «есть» пришлось и достаточно долгое время.
Герцог Бульонский Фредерик Морис де Ла Тур д’Овернь
Идем дальше… «поел на экю». Экю это древняя денежная единица в Европе. Произошло это название от старофранцузского слова escu, что в буквальном переводе означало щит (с гербом короля), который выбивался на реверсе или аверсе таких монет. Во Франции такие монеты назывались экю, в Португалии и Испании Эскудо, а в Италии Скудо. До реформы 1642 года экю во Франции был золотой монетой весом 3,375 грамма и равнялся 3 ливрам или 60 су. 3 экю составляли 1 пистоль . 1 экю - много это или мало? Конечно немного. Если мы вспомним текст нетленного произведения А. Дюма, то д’Артаньян потратил в гостинице в Менге 2 экю (переночевал, но не поел), своего слугу Планше он нанял за 30 су (полтора ливра) в день, а скажем, минимальная цена фамильной шпаги Атоса составляла 200 пистолей (666,67 экю, 2000 ливров). Так что судите сами. И надо отметить, что Ришелье действительно ел очень немного, здоровье не позволяло ему предаваться чревоугодию, так что его расходы на пропитание были очень небольшими.
1 золотой Экю
«…погулял на миллион». И снова в точку. Человеком прижимистым кардинал никогда не был, и деньги, когда надо для дела, тратил с поразительной щедростью. Тем не менее, к концу жизни он был не просто богат – он был фантастически богат. Ему принадлежало очень много, как сейчас говорят «недвижимого имущества: Буа-ле-Виконт, Флери-ан-Бие, Рюэй, Анжен или Рамбуйе на улице Сен-Оноре, поместья в Шиноне и знаменитый Кардинальский дворец (ныне Пале-Ройаль); он владел огромными коллекциями живописи и фарфора; у него было немало золотых и серебряных изделий, а также драгоценных камней. Общая сумма его богатств оценивалась в 20 (!) миллионов ливров, в том числе 4 миллиона наличными деньгами.
Пале-Ройаль
Теперь о медальоне и скорпионе.
Медальон с прядью волос – это чуть ли не последний дар кардинала своей племяннице, который она хранила, но после смерти, которой этот самый медальон был утерян. А со скорпионом все тоже не просто. Издревле это известный символ профессионального воина, ибо это членистоногое, по мнению наших предков, всегда билось до конца и никогда не сдавалось, сохраняя свою честь, прямо, как и кардинал в своей жизни. А еще известно, что Ришелье только по стечению обстоятельств и по требованию семьи стал прелатом церкви, а до этого тяготел к военной карьере. Он был хорошим стратегом и отличным полководцем – эта военная черта часто проявлялась в нем. Поэтому скорпион – это его знак. И еще один момент.
Последний довод Короля
В символизме скорпион – это символ крайнего аргумента, последнего. Латинскую фразу на пушках «Ultima ratio regum» (последний довод Короля) приказал на пушках писать именно Ришелье. Вот так то!
Ну и напоследок, что обозначает запоминающиеся «Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла»? спросите Вы? И я Вам отвечу….ничего не обозначает )))))) Это этакий псевдофранцузский, не более того
Спасибо за внимание!
Приятного времени суток!