Илья Ченцов (mjr_blayne) wrote in 76_82,
Илья Ченцов
mjr_blayne
76_82

Category:

Человечка проанализировал я


Если верить «Википедии» (и своим глазам), мультфильм «Человечка нарисовал я» является расширенной версией мультика «Федя Зайцев». В «Феде Зайцеве» использовалась стандартная для назидательных мультиков фабула: мальчик поступает плохо, видит воспитательный сон, и под его влиянием исправляется (см. также, например, «”Стрела” улетает в сказку»). Прегрешение Феди Зайцева заключалось в том, что он, нарисовав на стене в своем классе человечка, сваливал вину на одноклассника. В результате на Федю ополчались книжки, от него сбегали жопушки, а в конце и сам человечек, единственный свидетель вандализма, являлся ночью к Феде, чтобы уговорить того признаться.

Интересны в мультике прежде всего колыхания морального компаса. Так, в ранней версии человечек, хоть и выражает негодование поступком Феди, все же отмечает, что своим существованием только украсил стену класса. И любой, кто посмотрит мультик, с ним согласится: как не старается учитель дребезжащим голоском убедить третьеклассников, что школа стала красавицей, как ни рекламируют свою работу появляющиеся в начале фильма удалые маляры, пытающиеся связать качество покраски со способностью учащихся впитывать знания — стерильная чистота белизна стен класса просто умоляет разбавить её каким-нибудь если не цветным, то хоть черным пятнышком.
Но именно в новой, расширенной версии мультфильма черно-белой морали наносится еще один сокрушительный удар — здесь ночные события уже не сон, и действие продолжается в царстве Лжи… внезапно придуманном тем самым человечком. То есть сказанная им неправда наделяется созидательной силой ― странноватый подтекст!
Надо сказать, что царство это не населено сплошь лжецами, как можно было бы подумать — нет, на лжи оно стоит: народ безропотно тянет свою лямку в надежде, что им в рамках еженедельного хэппенинга удастся поймать «волшебный шар», исполняющий абсолютно любые желания. Подвох в том, что эти шары на самом деле — мыльные пузыри, и магической силой не обладают. Уж не знаю, какой символизм вкладывался в этот образ в те годы, но после очередного просмотра мультика и жалоб жены в ЖЖ я подумал, что это очень напоминает современную ситуацию в России с социальными льготами и пенсией.
В общем, человечек помогает Феде поймать шар (в шерстяные варежки; проведенные дома тесты показали, что иногда это работает…) и разрушить царство Лжи, а заодно вернуться назад в первое сентября, чтобы признаться в своем проступке (тут возникает вопрос, почему бы Феде не вернуться еще дальше в прошлое — до момента рисования человечка, чтобы вообще не рисовать его и не оказываться в неловкой ситуации. Впрочем, такой вариант был бы менее назидателен, а темпоральные парадоксы, порождаемые обоими, примерно одного уровня).
Помимо, так сказать, официальной идеологии, в фильме есть еще один интересный слой: «тайная жизнь вещей». Человечек, созданный Федей Зайцевым, ведет себя так, будто он не первый день существует на этом свете, а сразу же «рождается» с ухватками, э-э, опереточного интеллигента, разговаривая исключительно пятистопным ямбом и периодически срываясь на пение (особенно уморительно звучит, когда он шекспировским размером пересказывает всем известную задачу по арифметике, да еще и проливает над ней слезы). Почему он такой? Потому ли, что Федя нарисовал ему шляпу, зонтик и щегольские штаны с ботинками (а мог бы и просто палочки вместо ног оставить)? Фильм не дает ответа, но дает одним глазом взглянуть на тайную жизнь нарисованных человечков и прочих граффити-существ. Это мое любимое место в мультике — человечек пьет чернила со своим меловым двойником под звуки «Голубого Дуная», потом бежит мимо приветствующих его обитателей палка-палка-огуречного мирка, намалеванного углем на стене (этот фрагмент чем-то похож на «Историю одной улицы» Осаму Тэдзуки), а потом находит себе необычного скакуна, кажется, нарисованного кирпичом. Такая вот уличная магия, где удивительное происходит рядом, когда никто не видит, всегда интереснее, чем волшебство, происходящее в далеких королевствах.
Интересно, кстати, отношение человечков к собственному существованию: я вначале довольно негативно отнесся к тому, что человечек «подставил» другого, попросив его занять место на стене, только чтобы не напугать швейцара — который запросто мог этого человечка стереть. Но потом жена правильно заметила, что второй человечек был изначально нарисован мелом на доске — а стало быть, тоже не предполагал существовать долго. Возможно, человечки существуют независимо от своего материального воплощения, как платоновские эйдосы, и земной облик для них — лишь временное состояние. Что отчасти объясняет, почему человечек явился на свет с уже сформированной личностью. Кстати, и царство Лжи в эту систему укладывается — хоть человечек его и «придумал», власти над ним он не имеет и даже его законов не понимает.
Царство Лжи в фильме показано не «злым», а скорее скучным и затхлым, чему способствует и выбранная авторами для этого фрагмента палитра. После такого болота действительно с радостью принимаешь стерильно-белую советскую школу, смотря на нее новыми глазами ― чего, видимо, и добивались авторы.
Subscribe

  • День птиц

    Хотя кажется уже поздновато для скворечников.

  • Чудесный гранат

    Алжирские народные сказки. Для младшего возраста. Издательство "Детская литература" 1984 год, тираж 1 000 000 экземпляров, цена 10 копеек. Художник…

  • Колхозные не панки

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments