Ранние воспоминания о Москве у меня связаны с общественным транспортом. Молодые родители по утрам везли меня в детский сад. В то время тоже были определённые трудности с этим. Думаю, связано это было с резким увеличением и площади, и численности населения в 60-е годы прошлого века – Москва стала большой. Очень забавно вспоминать, что площади за окружной железной дорогой только ещё застраивались и были в некоторых местах буквально пустыми, бывшими совхозными полями. Вспоминаются дороги между огромных заснеженных полей, по которым на автобусе еду я с родителями. Дом от дома в нескольких сотнях метров. Во многих местах идёт стройка, осенью – грязь по колено и доски поверх неё – для прохода к остановке.
Ну и если сейчас ругают пробки, то тогда ругали переполненные автобусы и троллейбусы. В час пик люди буквально висели снаружи – на лесенках троллейбусных. Помню, мы с мамой едем внутри, а папа снаружи. И мне боязно, что он упадёт.
Помнится очень хорошо метро. Старые вагоны, они, по-моему ещё встречаются на «голубой» ветке. Несколько лет назад я их ещё видел. У них этакая стилизация под резные из дерева панели внутри. Так что первое воспоминание от Москвы – чернота за окном вагона метро.
А ещё в метро, в переходах между станциями, тогда торговали эклерами и каждую поездку мне удавалось выпросить пирожное.
Когда мы переехали на Дмитровку, в район Красностуденческого проезда(тогда местные жители ещё называли его старым именем – Дачный), то там сохранялась ещё частная застройка. Такие дачи подмосковные, с садами. Их быстро снесли, однако до середины 70-х в районе сохранялось ощущение загорода. У нас под окнами были опытные поля Тимирязевской Академии, так на них пасли коров, выращивали и убирали кукурузу на силос, овёс. Сами поля были обнесены такой, деревянно-жестяной оградой. И вдоль неё, прогуливая утром собаку, можно было запросто набрать корзинку сыроежек, свинушек. И даже подберёзовики попадались – поля были обсажены по периметру берёзовой лесополосой.
Детское воспоминание – вид из окна, с девятого этажа, на поля. Километр на два. Очень легко было себе представить всякие абстракции типа величины площади средневековых городов, того же Ватикана – я смотрел из окна и понимал, что всё это уместилось бы под моим взглядом.
Развит был в старой Москве трамвай – любимый транспорт у меня, да и вообще у детей. В 60-е конечно многие линии уже сняли, однако ездить на нём можно было по всему городу, и было очень приятно. Почему – не знаю.
Везде ездили такси с зелёными огоньками. Стоимость поездки вначале была 10 копеек за километр, потом её подняли да 20 копеек. На рупь можно было достаточно далеко уехать.
Или оплата была повремённая? Эх, не помню. Может, и повремённая.
Проезд в метро стоил традиционный пятачок. Очередей за разменом не было – вдоль стен стояли автоматы, менявшие «серебряную» мелочь. Если были только бумажки, или надо было купить проездной – то тогда конечно в кассу. Тоже очередь была невелика.
В автобусе билет стоил тоже пятачок(билетик синего цвета), в троллейбусе – 4 копейки(голубой), трамвай(красный) – три копейки. Была популярная игра – в собирание «счастливых» билетов.
Билет надо было получить в кассе – такой железный ящик с верхом из прозрачного пластика, со щелью для монет. Кидаешь денежку и сам отрываешь себе билет. Если кинул больше – стоишь и собираешь сдачу. Всё на доверии. Контролёры ходили не часто, штраф был рубль, поэтому дети чаще всего ездили зайцем и экономили мелочь на мороженое, которое продавалось в ларьках, расположенных обычно рядом с остановками. Стоимость мороженого была от 7 копеек(фруктовое, в стаканчике), до 28 копеек – круглая шоколадная трубочка с орехами и молочной или шоколадной начинкой. Эскимо стоило 11 копеек.
Эх, как меня занесло в мороженое, однако, это – детские впечатления, а в детстве мороженое представляло собой существенную ценность.
Важным центром детского интереса в советской Москве представлял собой Детский Мир. Нет, конечно, Кремль и Красная площадь с Мавзолеем – это тоже важно, но с Детским Миром не сравнить!
Ехали мы туда на автобусе № 87. Он шёл от нашей «улицы Немчинова» до Большого Театра(площадь Свердлова) где-то минут сорок. Пробка была только на участке от метро Новослободская до пересечения с Садовым кольцом. Там автобус терял наверное половину всего времени пути. Проезжал он рядом с кинотеатром «Россия» - там перед сеансом можно было купить за 19 копеек вкусное мороженое в вафельном стаканчике с розовой розочкой сверху.
Сам Детский Мир был этажей о трёх-четырёх(имеются ввиду торговые этажи). Два последних этажа детей не интересовали – шмотки и прочая фигня. Самое вкусное было на 1-м этаже – огромный торговый зал с прилавками, полными игрушек, с дополнительными зальчиками. Посреди под Новый Год ставилась огромная ёлка, висели громадные часы виде домика. В зале царил оглушительный шум – кричали, упрашивая мам, дети и стрекотали всевозможным стрелковым оружием продавщицы – так они производили рекламу вооружений. Это было прекрасно. Прекраснее пожалуй ничего в жизни и не вспоминается – ничего с тех пор не вызывало такого восторга и вожделения.
Да, вот ещё – даже в 80-е 90% легковушек на улицах Москвы были или такси(салатного цвета машины, Волга Газ 24, сменили в начале 70-х Волгу 21-ю), или так называемые «персоналки» - те же волги, только чёрного цвета. На них рассекали колымящие водилы – пока начальство сидит в кабинетах его водитель колымит на ремонт авто(от шёл по негласному соглашению за счёт водителя-персональщика), ну и себе на жизнь. Частные машины были в основном жигули от копейки до шестёры. Было впрочем довольно много москвичей. Попадались, и частенько, победы. Эмок видел совсем мало, но 401 москвичи и прочий антиквариат часто попадались на вечной стоянке во дворах. Дело в том, что в СССР машина не уходила в утиль – если уж разобьют напрочь, да и тогда… Купив новую машину, её через года три можно было продать за ту же, если не большую цену. Авто в СССР были дефицит и чтобы их купить, кроме денег, нужно было либо стоять несколько лет в очереди, либо брать подержанную Поэтому ездили машинки лет по тридцать и более.