
Среди множества шедевров советской анимации это творение Союзмультфильма – самое главное. Пусть японцы сохнут по «Ёжику в тумане» и «Чебурашке», для нас мультфильмом номер 1 является «Ну, погоди!», золотой фильм детства. «НП» не назовешь фильмом всех времен и народов. Напротив, это фильм одного времени и одного народа – советского, но в нем есть все, что так дорого сердцу советского человека: Новый год, и Олимпиада, конкурсы самодеятельности и кружки по интересам, балет и фигурное катание, пародии на знаменитостей и аллюзии из классики. На протяжении 17 лет, с 1969 по 1986 серии выходили в среднем раз в год и вбирали в себя, как парфеновские выпуски «Намедни», все самое значимое за год - от эстрадных хитов до геополитических событий.
Ну, повтори!
НП является пионером многих сюжетных ходов, характерных для «зрелого» кино, в нем есть и страшилки в лице Робозайца, и редчайший для досериальной эпохи пример флешбека, и сногсшибательный финальный твист-ендинг, заставляющий переосмыслить события, начиная с самого начала, но об этом ниже. Как в зеркале эпохи, в НП можно найти отражения многих шедевров отечественной кинематографии. Вот список лишь некоторых из них:
• Эпизод 3 (май 1971): Волк падает внутрь цистерны – отсылка к аналогичному эпизоду побега из тюрьмы в фильме «Джентльмены удачи», снятом в том же году
• Эпизод 5 (сентябрь 1972): сцена, в которой Волк звонит Зайцу из автомата, весьма напоминает сцену со звонком Милославского в квартиру Шпака из «Ивана Васильевича», съемки которого в это время были в разгаре.
• Эпизод 6: момент, когда волк стягивает трусы удочкой, и вообще вся сцена с «рыбалкой» напоминает сцену из «Бриллиантовой руки».
• Эпизод 16: волк отплясывает Камаринскую так же, как Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»
Конечно, НП не ограничен рамками соцреализма. В нем есть отсылки к классике:
• Эпизод 2, финал: волк в гневе скручивает штатив микрофона узлом. А. К. Дойл «Пестрая лента» (1892): Он быстро подошел к камину, взял кочергу и согнул ее своими огромными загорелыми руками. — Смотрите, не попадайтесь мне в лапы! — прорычал он, швырнув искривленную кочергу в камин и вышел из комнаты.
• Эпизод 7: сцена с «чумоданом» повторяют коллизию героя бунинского «Случая с чемоданом»; (1931): И если б кто видел, сколь он оказался ловок, прыток, изворотлив, как метки и ужасны были все его удары, какой умной, сильной, злобной тварью он вдруг объявился!.. Я, видя, что все-таки стихает, что близится утро, стискивал зубы, бормотал злорадно, сладострастно (чемодану, конечно): - Ну, погоди, погоди же!).
Истинное произведение искусства живет вне времени, поэтому для него характерны отсылки не только к прошлому, но и к будущему. Так, в 9 выпуске показан мушкетерский поединок между Волком и Зайцем, в котором Заяц сражается со шпагой и облачен в «фирменный» плащ с крестом. Налицо отсылка к любимому нами Д’Артаньяну, если не учитывать тот факт, что премьера картины Хилькевича состоялась лишь в 1979-м, то есть тремя годами позднее. Похожая ситуация с 10 выпуском (октябрь 76), где в сносимом доме играет старый патефон. Эту же сцену мы впоследствии, спустя 7 лет, увидим в «Покровских воротах».
Но что говорить о Мосфильме, если даже Голливуд не брезгует черпать вдохновение в «НП». Так, премьера 14 эпизода состоялась 2 июня 1984 года, а спустя 4 месяца в далекой Америке выходит блокбастер Кэмерона «Терминатор». Действие эпизода, напомню, происходит в Доме юных техников, в котором орудует человекоподобный робот, после удара молотом преображающийся в красноглазого преследователя главного героя. Посмотрите на этот портрет.
Размер имеет значение
Золотой во всех смыслах, «Ну, погоди!» - чемпион по всем статьям, не только качественно, но и количественно. До пришествия Лунтика и Смешариков это был второй из самых долгоиграющих отечественных мультсериалов, топ которых выглядит так:
• КОАПП – 18 серий.
• Приключения капитана Врунгеля – 13 серий
• Волшебник Изумрудного города – 10 серий
• Великолепный Гоша – 10 серий
• 38 попугаев – 10 серий
• Казаки – 9 серий
Если оставить за рамками сравнения тележурналы (Ералаш, Фитиль, Хочу все знать), нупогодишная франшиза не только обойдет КОАПП, но потягается и с киносериалами. «Вечный зов», который часто называют самым длинным советским сериалом, включает «всего» 19 серий. Ерунда! Если добавить к 16 каноническим сериям «НП» пилотный выпуск из «Веселой карусели», 3 телевыпуска, 4 серии постсоветского периода, франшизные выпуски «Фитиля» («Руками не трогать», он же «Ну, стеклозавод, погоди!», «Запрещенный прием», «Удивительные башмачки»), а также 3 камео-появления в других мультфильмах (Волк-Папанов - «Мешок яблок» и «Дед Мороз и Серый Волк», Заяц-Румянова – «Он попался»), то «Ну, погоди!» выйдет на вовсе рекордную цифру. И это не говоря о великом множестве изделий легкой промышленности, с которыми сериал поделился своим названием: от зубной пасты до эпической электронной игры, известной в народе под прозванием «Волк ловит яйца».
Что еще более существенно, «НП» опровергает правило, согласно которому продолжение хуже начала. Все до одной серии равно остроумны, ярки и талантливы. Таким уровнем могут похвастать еще Friends, но сейчас не о них.
Волк и Заяц VS Том и Джерри
При всем этом «НП», будучи полноценным ситкомом со всеми атрибутами хрестоматийных голливудских предшественников, без сомнения оригинальный и самобытный продукт. Да, мультяшные погони с гэгами появились у Диснея за три десятка лет до первого выпуска «Ну, погоди». Да, пару антагонистов, в которой жертва из раза в раз берет верх над охотником, часто называют заимствованной Союзмультфильмом у MGM. Но это лишь на первый взгляд, на деле наш сериал – «совсем другая история»,
Во-первых, у «наших» героев начисто отсутствуют агрессия и садизм, так присущие «ихним» Фоме и, в особенности, Ереме. Заяц ни разу не поднимет лапу на преследователя; если тому и достается, то по собственной неосторожности или же от лап иных представителей животного царства, вроде бегемота или петуха. Так же и волк скорее нежно сунет зайку под мышку, нежели огреет подвернувшимся под руку тяжелым предметом. Таким, чисто голливудским «экшеном» является пилотная серия «НП», вышедшая в журнале «Карусель». Здесь мы видим образчик «голой» охоты, на анализе которой нет необходимости останавливаться: иногда гэг это просто гэг. Однако, этот «нулевой» эпизод важен для контраста с той глубиной смыслов и трактовок «золотой» серии из 16 эпизодов, которая отличает истинно культовые произведения.
Во-вторых, Том и Джерри – домашние питомцы, редко покидающие жилище; Том живет под пятой Мамочки-Два-Тапочка и вынужден бороться за место под солнцем, ловя мышей - в полном соответствии с пищевой цепочкой, в то время как Волк и Заяц – сами по себе мальчики, живущие по законам взрослой человеческой жизни. «Пищевые» отношения а-ля Том и Джерри чужды нашим героям, в «НП» они иной природы, и эта тема стоит отдельной главы. Сейчас лишь отметим, что за все время Волк лишь единственный раз воспринимает Зайца «гастрономически» – в первой серии, когда при первом (!) взгляде на свою будущую любовь представляет себе рагу из зайчатинки: звериные инстинкты берут верх «по старой памяти».

Зайка моя

И, напротив, Волк в отношениях с Зайцем неизменно доминирует, выступая в роли настойчивого, но галантного ухажера. Блатные замашки превалируют лишь в первых сериях; следуя за Зайцем, Волк старательно приобщается к обычаям общества, и беспредметный деструктивный протест сменяется направленной агрессией самца, борющегося за самку. Если в начале из-под ног Волка летят невинные урны и кирпичи, то позже – барсуки, котята и другие зайцы, помехи на пути к Счастью.
Волк, Просто Волк

Но если Бонд – воплощение капиталистической системы, продукт передовых технологий и защитник отечества в планетарном масштабе, то Волк – супергерой наш, со всеми гримасами социализма. Волк – не боец режима, а борец с режимом, существует вопреки Системе и является не защитником оной, а жертвой. Да, Волк не герой-любовник, но страстотерпец, страдающий от Режима. Как всякого бунтаря Система всячески старается «опустить» его, наказать за «неодинаковость», причесать под одну гребенку с другими (в т.ч. в прямом смысле, когда в Доме юного техника бездушный служитель Режима душит и утюжит волка и даже пытается остричь, как поступали бравые дружинники со стилягами). Вообще волка до неправдоподобия часто унижают: оставляют без порток, «нагибают», защемляя какую-то часть тела (дверьми, створками троллейбуса, крышкой рояля или турникетом метро), наконец его в прямом смысле петушит петух (сцена «В деревне»). Отметим лишь наиболее показательные примеры «надругательства»:
• Эпизод 3, предыстория: мотоцикл Волка вкатывается ему в зад, и он, кувыркаясь, садится на него, спиной вперёд.
• Тот же сюжет: Волк стягивает штаны, из-за которых не может бежать.
• Спустя мгновение пчела жалит Волка в зад.
• Эпизод 6, Сторож-Пес стреляет в зад Волку солью. Чуть позже Волк снимает себе штаны крючком удочки.
Мы не раз убедимся, что зад Волка и его эпицентр хвост - настоящая точка поляризации для всех сил, действующих в Системе. Таких эпизодов будет неправдоподобно много, и во всех случаях хвост Волка будет служить метафорой его мужского естества, которое Режим стремится ущемить, обкромсать, обрить… Символическим результатом всех этих «кастраций» можно считать упомянутую игру-электронику «Ну, погоди!», где Волк подобно Сизифу приговорен вечно собирать катящиеся яйца. Воистину жестокая кара для альфа-самца!
Ничего удивительного, впрочем, в этом нет, так у тотальных режимов принято расправляться с вызывающей и чуждой им маскулинностью. Альфа-самец при тоталитаризме может быть только один – Тот_Что_Сверху. Вы можете возразить, что интересы Волк более, чем земные, он не рвется в высшие эшелоны и не должен быть опасен Небожителям, однако и противостоят Волку одни «шестерки», по природе исполненные «самоцензуры»: вахтеры, билетеры и прочие «третьи помощники капитана» (Морж на корабле из 7 серии, судя по нашивкам на рукавах, далеко не капитан, даже не смотря на трубку). Закономерно, что режиссер видел исполнителем Волка Высоцкого, которого в силу все того же неформатного мачизма отвергла цензура. Эпитафией к этой нерожденной идее звучит в 1-м эпизоде мотив из вышедшей двумя годами ранее «Вертикали» – ее насвистывает сам Владимир Семенович.
Итак, это повесть о вечной любви на фоне Войны с Системой. Давайте же проследим, как зарождается, разгорается и зреет Любовь Волка и Зайца, как пролетают эти 16 мгновений Весны. (Продолжение следует. Погодите).