Странно, что эту идею до сих пор никто не высказал, - подумал однажды я... А тут ещё в закромах библиотеки, в старой подшивке газеты "Советская культура" я обнаружил две любопытные заметки. Одна из них посвящена фильму "Москва - Кассиопея" и была опубликована ровно сорок лет назад (см. приложение).
.

Кинофантастика на ВДНХ
Мечты и технологии Космоса
А.С.
.
...Все мы родом из советского детства – даже те, кто родился после распада СССР, кто хоть отчасти восхищается и пересматривает советскую кинофантастику. Фантастических фильмов у нас снималось немного (а сейчас и того меньше), зато среди них найдутся настоящие шедевры и просто крепко, талантливо снятые. Найдутся новаторские, авангардные, опередившие время, найдутся «поколенческие», которые по-прежнему заставляют сердца повзрослевших зрителей неровно биться, а порой и сжиматься от восторга. В большинстве своём эта кинофантастика связана с идеей космических полётов, с представлениями о будущем – желанном или опасном, с приключениями на других планетах, с испытанием характеров и дружбы.
.
Идея воссоздать некоторые из этих киномиров на возрождённом ВДНХ напрашивается сама собой, тем более что некоторые из фильмов снимались рядом или даже на территории комплекса. Космический пепелац из фильма «Кин-Дза-Дза» прямёхонько спускался в ловушку Альфы-Центавры в Ботаническом саду РАН, что соседствует с ВДНХ. Здесь же из лабиринта Института Времени выходил в сияющую Москву 2084 года ученик 6 «В» Коля Герасимов. Разве не нашлись бы среди посетителей выставки такие же любопытные, желающие побродить по загадочным интерьерам этого института? Весьма подходящее выставочное пространство для каких-нибудь диковинных исторических экспозиций.
.

.

.
Интерьеры, созданные художниками-постановщиками для фильмов, вещь недолговечная. Живут эти пространства на киностудиях от силы несколько месяцев, а то и меньше, но запоминаются, бывает, на всю жизнь. И бывает и так, что кинозрителей всю жизнь преследует желание побывать внутри киносказки.
.

.
Звездолёт «Заря» из фильма «Москва-Кассиопея» с повзрослевшими пионерами дальнего космоса уже несколько десятилетий бороздит космическое пространство, но его хай-тековские интерьеры, убеждён, покорят сердца и современных мальчишек. Оказаться внутри футуристического космического корабля с фотонными двигателями! Посидеть в кресле пилота, покрутить ручки управления, поучаствовать в сеансе связи – может даже в настоящем сеансе связи с космонавтами всамделишной МКС. И такое возможно. Может ли быть что-нибудь реальнее такой космической фантазии?
.

.
Собственно, сами конструктивные особенности звездолёта «Заря» подталкивают к подобному решению. Если вы помните, на этом корабле инженеры применили довольно инновационное решение – спроектировали специальную комнату, в которой по желанию членов экипажа могли моделироваться различные интерьеры: школьный класс, цветущий яблоневый сад, знакомая домашняя обстановка… Полвека предстояло «Заре» лететь среди звёзд, и «библиотека интерьеров» должна была помочь покорителям космоса сохранять чувство привязанности к Земле. На самом деле земные технологии пока не достигли того уровня, чтобы искривлять и разворачивать пространство, моделировать интерьеры или менять их, как перчатки. Но искусство иллюзии способно на многое. В конце концов, и кино, а тем более кинофантастика – искусство иллюзии.
.
Такой выставке пригодились бы эксперименты Павла Клушанцева, который чисто инженерными решениями добивался невероятных по зрелищности эффектов в игровом и научно-популярном кино: иллюзии невесомости, выхода космонавта в открытый космос или прогулки по поверхности чужой планеты. Ещё большего эффекта они произвели бы на воображение посетителей, особенно детей, если б была воссоздана машинерия некоторых кинотрюков, показана, а в каком-то смысле и «разоблачена» технология создания спецэффектов. Увиденные вживую подобные вещи останутся в памяти на всю жизнь. И, быть может, подхлестнут воображение какого-нибудь будущего гениального инженера-конструктора фотонного двигателя или изобретателя машины времени.
.
Это не была бы просто выставка. Путешествие по воссозданным киномирам имело бы форму научно-познавательного аттракциона. Желающие могли бы проверить себя в качестве пилота, управляющего стыковкой челнока с орбитальной станцией «Солярис», а затем прогулялись бы по её гулким коридорам, и, удобно устроившись в кают-компании, увидели бы фильм Тарковского.
.

.
Простое любопытство здесь могло бы свободно переходить в научный интерес, фантазия подстёгивала бы философское мышление. В дело могли бы пойти даже супрематические декорации фильма «Аэлита».
.

.
Идея выставки-аттракциона на тему отечественной кинофантастики пришла мне относительно недавно, хотя о том, чтобы побывать на борту космолёта «Заря» или побродить по закоулкам Института времени мечтал с детства, с тех пор, как увидел фильмы «Москва-Кассиопея» и «Гостья из будущего» и вообще как начал интересоваться фантастикой. Но на днях, просматривая старую подшивку газеты «Советская культура» за 1982 год, я наткнулся на заметку под названием «Путешествие в Страну чудес». В ней сообщалось о том, что группа архитекторов под руководством Михаила Хажакяна работает над проектом позновательно-развлекательного парка, посвящённого различным чудесам техники, культуры и этнографии. Огромный парк предполагалось сделать всесезонным и разместить недалеко от Москвы.
.

.
Рекламное описание выглядело более чем заманчиво:
.
«Путешественникам в «Страну чудес» предложат самые современные, технически сложные, эффектные, захватывающие дух аттракционы. Игры с дельфинами. Панорамы со сказочными и историческими сюжетами. Ярмарки сувениров, изготовленные мастерами прямо на ваших глазах. Прогулки на любом из сорока видов транспорта – начиная с собачьей упряжки и старинной ладьи и кончая суперскоростным монорельсовым поездом и чуть ли не космическим кораблём.
.
Цель авторов «Страны чудес» - в увлекательной, игровой, порой театрализованной форме рассказать посетителям об истории, культуре, зодчестве, этнографии народов, населяющих Советский Союз. По сути дела, на пятистах гектарах разместится вся наша страна» (М. Щербаченко. Путешествие в Страну чудес, - в газете «Советская культура», 1 января 1982 г.).
.
Как мы знаем, такой парк построен не был. Что помешало материализовать чудесную страну – мне неведомо. Возможно, это был один из тех масштабных советских долгостроев, которые буксовали уже на стадии проектирования, составления сметы и согласования в министерствах. Не исключено, что сбыться «Стране Чудес» помешала Перестройка, которую сопровождал глубокий экономический кризис и идеологический коллапс государства.
.
Прошло тридцать лет – державная политика и народившееся новое самосознание общества потребовали развлечений с размахом, отдыха с интересом, с непременной привязкой к национальной и географической самобытности. Рядом с Кремлём, на месте снесённой гостиницы «Россия» власти решили разбить тематический парк «Зарядье», где бы, согласно утверждённой концепции, можно было смоделировать несколько климатических зон нашей страны. Идея – в некоторых своих гранях перекликающаяся с нереализованным в середине 1980-х проектом.
.
Правда, некоторые другие грани оказались не охвачены. Проект, который запускался в 1982 году, подразумевал футуро-технократическую составляющую.
.
Теперь, в связи с реконструкцией ВДНХ, с поиском новой общественной функции этого выставочного комплекса, логично было бы передать фантастику и прочий «научный футуризм» именно туда. Киномиры фантастических фильмов позволяют решить эту тему предельно выразительно и конкретно, с опорой на общую культурную память разных поколений, изобретательно совместив моменты истории отечественного кино с познавательными аттракционами.
.
.
---------------------------------------- ---------
Приложение. Скан статьи М. Щербаченко "Путешествие в Страну чудес", - газета "Советская культура", 1 января 1982 г.
http://f5.s.qip.ru/BckmCerd.jpg
.
Скан статьи Ричарда Викторова "Достоверность таинственного", - газета "Советская культура", 8 июля 1975 г.
http://f5.s.qip.ru/BckmCere.jpg
.
Как Павел Клушанцев создавал спецэффекты в фантастических фильмах -
.
.
Кинофантастика на ВДНХ
Мечты и технологии Космоса
А.С.
.
...Все мы родом из советского детства – даже те, кто родился после распада СССР, кто хоть отчасти восхищается и пересматривает советскую кинофантастику. Фантастических фильмов у нас снималось немного (а сейчас и того меньше), зато среди них найдутся настоящие шедевры и просто крепко, талантливо снятые. Найдутся новаторские, авангардные, опередившие время, найдутся «поколенческие», которые по-прежнему заставляют сердца повзрослевших зрителей неровно биться, а порой и сжиматься от восторга. В большинстве своём эта кинофантастика связана с идеей космических полётов, с представлениями о будущем – желанном или опасном, с приключениями на других планетах, с испытанием характеров и дружбы.
.
Идея воссоздать некоторые из этих киномиров на возрождённом ВДНХ напрашивается сама собой, тем более что некоторые из фильмов снимались рядом или даже на территории комплекса. Космический пепелац из фильма «Кин-Дза-Дза» прямёхонько спускался в ловушку Альфы-Центавры в Ботаническом саду РАН, что соседствует с ВДНХ. Здесь же из лабиринта Института Времени выходил в сияющую Москву 2084 года ученик 6 «В» Коля Герасимов. Разве не нашлись бы среди посетителей выставки такие же любопытные, желающие побродить по загадочным интерьерам этого института? Весьма подходящее выставочное пространство для каких-нибудь диковинных исторических экспозиций.
.
.
.
Интерьеры, созданные художниками-постановщиками для фильмов, вещь недолговечная. Живут эти пространства на киностудиях от силы несколько месяцев, а то и меньше, но запоминаются, бывает, на всю жизнь. И бывает и так, что кинозрителей всю жизнь преследует желание побывать внутри киносказки.
.
.
Звездолёт «Заря» из фильма «Москва-Кассиопея» с повзрослевшими пионерами дальнего космоса уже несколько десятилетий бороздит космическое пространство, но его хай-тековские интерьеры, убеждён, покорят сердца и современных мальчишек. Оказаться внутри футуристического космического корабля с фотонными двигателями! Посидеть в кресле пилота, покрутить ручки управления, поучаствовать в сеансе связи – может даже в настоящем сеансе связи с космонавтами всамделишной МКС. И такое возможно. Может ли быть что-нибудь реальнее такой космической фантазии?
.
.
Собственно, сами конструктивные особенности звездолёта «Заря» подталкивают к подобному решению. Если вы помните, на этом корабле инженеры применили довольно инновационное решение – спроектировали специальную комнату, в которой по желанию членов экипажа могли моделироваться различные интерьеры: школьный класс, цветущий яблоневый сад, знакомая домашняя обстановка… Полвека предстояло «Заре» лететь среди звёзд, и «библиотека интерьеров» должна была помочь покорителям космоса сохранять чувство привязанности к Земле. На самом деле земные технологии пока не достигли того уровня, чтобы искривлять и разворачивать пространство, моделировать интерьеры или менять их, как перчатки. Но искусство иллюзии способно на многое. В конце концов, и кино, а тем более кинофантастика – искусство иллюзии.
.
Такой выставке пригодились бы эксперименты Павла Клушанцева, который чисто инженерными решениями добивался невероятных по зрелищности эффектов в игровом и научно-популярном кино: иллюзии невесомости, выхода космонавта в открытый космос или прогулки по поверхности чужой планеты. Ещё большего эффекта они произвели бы на воображение посетителей, особенно детей, если б была воссоздана машинерия некоторых кинотрюков, показана, а в каком-то смысле и «разоблачена» технология создания спецэффектов. Увиденные вживую подобные вещи останутся в памяти на всю жизнь. И, быть может, подхлестнут воображение какого-нибудь будущего гениального инженера-конструктора фотонного двигателя или изобретателя машины времени.
.
Это не была бы просто выставка. Путешествие по воссозданным киномирам имело бы форму научно-познавательного аттракциона. Желающие могли бы проверить себя в качестве пилота, управляющего стыковкой челнока с орбитальной станцией «Солярис», а затем прогулялись бы по её гулким коридорам, и, удобно устроившись в кают-компании, увидели бы фильм Тарковского.
.
.
Простое любопытство здесь могло бы свободно переходить в научный интерес, фантазия подстёгивала бы философское мышление. В дело могли бы пойти даже супрематические декорации фильма «Аэлита».
.
.
Идея выставки-аттракциона на тему отечественной кинофантастики пришла мне относительно недавно, хотя о том, чтобы побывать на борту космолёта «Заря» или побродить по закоулкам Института времени мечтал с детства, с тех пор, как увидел фильмы «Москва-Кассиопея» и «Гостья из будущего» и вообще как начал интересоваться фантастикой. Но на днях, просматривая старую подшивку газеты «Советская культура» за 1982 год, я наткнулся на заметку под названием «Путешествие в Страну чудес». В ней сообщалось о том, что группа архитекторов под руководством Михаила Хажакяна работает над проектом позновательно-развлекательного парка, посвящённого различным чудесам техники, культуры и этнографии. Огромный парк предполагалось сделать всесезонным и разместить недалеко от Москвы.
.
.
Рекламное описание выглядело более чем заманчиво:
.
«Путешественникам в «Страну чудес» предложат самые современные, технически сложные, эффектные, захватывающие дух аттракционы. Игры с дельфинами. Панорамы со сказочными и историческими сюжетами. Ярмарки сувениров, изготовленные мастерами прямо на ваших глазах. Прогулки на любом из сорока видов транспорта – начиная с собачьей упряжки и старинной ладьи и кончая суперскоростным монорельсовым поездом и чуть ли не космическим кораблём.
.
Цель авторов «Страны чудес» - в увлекательной, игровой, порой театрализованной форме рассказать посетителям об истории, культуре, зодчестве, этнографии народов, населяющих Советский Союз. По сути дела, на пятистах гектарах разместится вся наша страна» (М. Щербаченко. Путешествие в Страну чудес, - в газете «Советская культура», 1 января 1982 г.).
.
Как мы знаем, такой парк построен не был. Что помешало материализовать чудесную страну – мне неведомо. Возможно, это был один из тех масштабных советских долгостроев, которые буксовали уже на стадии проектирования, составления сметы и согласования в министерствах. Не исключено, что сбыться «Стране Чудес» помешала Перестройка, которую сопровождал глубокий экономический кризис и идеологический коллапс государства.
.
Прошло тридцать лет – державная политика и народившееся новое самосознание общества потребовали развлечений с размахом, отдыха с интересом, с непременной привязкой к национальной и географической самобытности. Рядом с Кремлём, на месте снесённой гостиницы «Россия» власти решили разбить тематический парк «Зарядье», где бы, согласно утверждённой концепции, можно было смоделировать несколько климатических зон нашей страны. Идея – в некоторых своих гранях перекликающаяся с нереализованным в середине 1980-х проектом.
.
Правда, некоторые другие грани оказались не охвачены. Проект, который запускался в 1982 году, подразумевал футуро-технократическую составляющую.
.
Теперь, в связи с реконструкцией ВДНХ, с поиском новой общественной функции этого выставочного комплекса, логично было бы передать фантастику и прочий «научный футуризм» именно туда. Киномиры фантастических фильмов позволяют решить эту тему предельно выразительно и конкретно, с опорой на общую культурную память разных поколений, изобретательно совместив моменты истории отечественного кино с познавательными аттракционами.
.
.
----------------------------------------
Приложение. Скан статьи М. Щербаченко "Путешествие в Страну чудес", - газета "Советская культура", 1 января 1982 г.
http://f5.s.qip.ru/BckmCerd.jpg
.
Скан статьи Ричарда Викторова "Достоверность таинственного", - газета "Советская культура", 8 июля 1975 г.
http://f5.s.qip.ru/BckmCere.jpg
.
Как Павел Клушанцев создавал спецэффекты в фантастических фильмах -
.