Образована в 1982 году Федей «Feddy» «Бегемотом» Лавровым, когда он и Александр «Алекс Оголтелый» Строгачев договорились о взаимном участии в сразу двух группах: «Отдел самоискоренения» и «Народное ополчение». Группа «Отдел самоискоренения» записывалась на подпольной панк студии «Begemotion Records», записи распространялись среди друзей.
В жизни группы «Отдел самоискоренения» существовало два состава: первый и наиболее «звездный» (1982—1983, с участием бывших и будущих музыкантов «Автоматических удовлетворителей» и «Народного ополчения») и второй: (1984). Летом 1984 года «Отдел самоискоренения» был запрещен КГБ. Все материалы группы подлежали конфискации органами.
30 лет о существовании группы «Отдел самоискоренения» знали лишь самые ярые фанаты панка в России. «Вы*бли Европу Рейган и Андропов» («Военная Монархия»), эти слова были единственным, что знали о группе. В 2013 году после детального ремастеринга и обработки творческого наследия, была выпущенная «Антология» на трёх CD.Начало
Ленинградские панки репетировали друг у друга дома, играя на «самопальных» гитарах и записывали на «катушечные» магнитофоны своё «антисоветское» творчество. Оформление «магнитоальбомов» тоже делалось самостоятельно. Играть почти никто не умел, да и аудитории, способной понять их, не было. Записи «Народного ополчения» и «Отдела самоискоренения» ходили по рукам. «Отдел самоискоренения» был единственной ленинградской политизированной панк-группой[3].
«Отдел самоискоренения» был создан в 1982 году Фёдором Лавровым. Хотя первая запись прото-группы относится к 1981 г., годом создания считается 1982, когда Фёдор Лавров и Александр «Алекс Оголтелый» Строгачев договорились о взаимном участии в сразу двух группах, «Отдел самоискоренения» и «Народное ополчение». В первый состав «Отдела самоискоренения» вошли Фёдор Лавров (автор, голос, барабаны), Александр Строгачев (бас-гитара, экс «Автоматические удовлетворители», «Народное ополчение»), Дмитрий «Ослик» Пшишляк-Парфенов (гитара, будущий музыкант «Автоматических Удовлетворителей», «Алисы» и множества других групп).
Кроме Фёдора Лаврова в записях коллектива принимали участие кто придется. Помимо вышеозначенных музыкантов, также и будущие звезды ленинградского панк-рока: Андрей «Свин» Панов («Автоматические удовлетворители», «600» и др.), Александр Аксенов («Объект насмешек»). А часть записей «группы» Фёдор Лавров сделал полностью самостоятельно, спев и наиграв все партии инструментов.
«Отдел самоискоренения» записывался на подпольной панк студии «Begemotion Records», записи распространялись среди друзей. Принцип «Отдела самоискоренения» был прост, как Окна РОСТА — «на злобу дня». Текст мог быть написан и трек мог быть «издан» за один вечер. Таким образом композиция «Военная Монархия» пережила несколько редакций. По сути творчество группы «Отдел самоискоренения» было явным продолжением русской народной традиции высмеивания своих властителей. В эпоху Л. И. Брежнева народное творчество на эту тему достигло своего апогея — генсек был прекрасной мишенью для анекдотов. Последовавший за ним Ю. В. Андропов был абсолютно лишен харизмы и слишком быстро умер. «Отдел самоискоренения» возник именно в годы его правления, последние годы холодной войны, гонки вооружений, «ответных мер» и директив, направленных на организацию контроля за молодежью, следствием применения которых и явился запрет группы «Отдел самоискоренения».
Финал
Первый состав просуществовал до 1983, когда Дмитрия Пшишляка-Парфенова призвали в армию. Несколько треков были записаны Фёдором Лавровым соло. Во второй состав «Отдела самоискоренения», собранный в 1984 г., вошли Фёдор Лавров (автор, голос, гитара), Валера «Валюта» (бас), Дима «Волосатый» Бучин (барабаны; позднее Дмитрий вошел в первый состав группы Святослава Задерия «Нате!»). Летом 1984 года «Отдел самоискоренения» был запрещен КГБ. Записи, фотографии группы, распечатанные на машинке тексты песен, листовки и манифесты должны были быть собраны и сданы в органы автором, исполнителями и поклонниками. Лавров был вынужден подписать обязательство не сочинять, не записывать и не распространять записи, порочащие Советский Союз, КПСС и её лидеров. Создателю панк-группы грозил тюремный срок, от которого Лаврова спасла статья, полученная за короткое время службы в советской армии весной того же 1984 г.
Обеспокоенность КГБ неудивительна, если посмотреть на тексты песен, то становится ясно, что шансов на выступления у «доперестроечной» группы не было никаких. «Военная монархия» (1983):
Радио-прививки патриотизма
Террор фанатиков парт-идиотизма
Два пупа подвязаны знаменами
В испуге не знают, что ещё сделать с нами
Вы*бли Европу
Рейган и Андропов
Вы*бли Европу
С двух сторон
Революция на штыках — известная истина
Что же посеяли мы в Афганистане
То же надо, верно, Рейгану в Гренаде
Революцию — в штыки! Не все ли хрен один
…
А на хера нам, на х*я она
Военная Монархия а-а!
Дайте мне повоевать вдоволь
Я Статую Свободы уделаю вдовой
А если к жене не вернусь кастратом
Нарожаю кретинов, чтоб не рожать солдат вам
Или «Войны для войнов»:
… в борьбе за жизнь не нужны вожди
пока против самих себя мы не начнем движенье…
против себя, но за людей на следующий день
Войны Для Воинов -
А с меня довольно![4]
Творчество группы «Отдел самоискоренения» часто ошибочно ассоциируется с группой «Народное ополчение», что неудивительно: обе группы репетировали и записывались в одной студии. Разница определялась отчасти по авторству, но большей частью стилистически. «Отдел самоискоренения» играл социальный, протестный панк-рок, а «Народное ополчение» — пост-панк, позднее ска-панк и алкоголь-бомж-рок (по определению самого Алекса Оголтелого).